Чияликская культура


Название культуры происходит от названия поселения у деревни Чиялек Республики Татарстан на берегу реки Сюнь.

Распространение Чияликской культуры охватывает территорию между реками Шешма и Зай (притоки Камы) с запада и до реки Тобол на востоке. В Башкирии распространена в бассейне рек Ик, Сюнь, Белая, Дёма, Ай. Происхождение Чияликской культуры связывается с памятниками мрясимовского типа X — начала XIII века[1]. Чияликская культура относится к этнокультурному ареалу культур с резной и гребенчато-шнуровой керамикой, занимавшему территорию лесного и лесостепного Зауралья и Приуралья. История памятников чияликского типа начинается с XII века, когда угры заселили северо-восточные окраины Волжской Булгарии в Камско-Бельско-Икском междуречье. В XIII—XIV веках чияликское население постепенно расширяет ареал до окрестностей Уфы, бассейна нижнего и среднего течения реки Белой[2].

Представлена Азметьевским, Дербёшкинским, Такталачукским могильниками. На территории современной Башкирии — Абдуллинское городище, Бакалинские курганы, Горновский археологический комплекс, Каранаевские курганы, Кушулевский могильник, Мрясимовские курганы, Нижнехозятовский клад, Сынташтамакские курганы, Турналинское городище.

Представители культуры жили в бревенчатых домах, полуземлянках, юртах. Очаги в домах помещались в разных местах, а в юртах — в центре. Жилища были летние (юрты, шалаши, каркасно-столбовые постройки) и зимние[3].

В раскопках найдена керамика: круглодонные сосуды с примесью песка, украшения орнаментом. Умерших хорони в неглубоких, около 1,3 м, захоронениях. У изголовья оставляли глиняные сосуды, кости животных. В мужские захоронения клади наконечники стрел, сабли, стремена, удила, тёсла, серпы, косы. В женские и детские — украшения, золотоордынские монеты периода правления ханов Узбека и Джанибека. Носителями культуры были местные полукочевые угорские племена[4].

С середины XIV века лесостепное население культуры подвергалось давлению переселенцев степных тюркоязычных кочевников Волго-Уральской степной полосы. После проникновения на их территорию тюркских (кыпчакских) племён, население, принявшее ислам, стало одной из основ в этногенезе башкир и татар.