Чокве


Чокве (бачокве, киоко, чиокве) — народ группы банту, проживающий в Конго и на северо-востоке Анголы. Относятся к негрской расе большой негроидной расы. Чокве близки лунда (часть чокве входила в их государство) и луэна. Говорят на языке чокве, одном из языков банту. Общее количество — примерно 1 950 000 человек[1].

Раньше существовали вождества, главы которых были сакральными фигурами с юридической, политической, ритуальной властью. Большую роль играл ритуальный «вождь дичи», возглавлявший крупные охоты. Сейчас же большинство чокве верующие — в основном католики[2].

В искусстве чокве различаются по меньшей мере три подстиля. Один из них соответствует наиболее древним из сохранившихся памятников: скульптурным украшениям кресел вождей, статуэткам с головным убором или «прической» чихонго (принадлежность маски чикуза). Этот стиль сохранил некоторые черты помпезности, которые свойственны придворному искусству. Скорее всего он сформировался в эпоху государства Лунда, когда чокве только начали контактировать с европейскими торговцами и миссионерами. Наряду с этой тщательно отделанной и гладко отполированной скульптурой существуют более примитивные по форме и технике статуэтки, трактованные суммарно (ноги не расчленены, руки прилегают к туловищу, все формы грубо упрощены). Скульптура этого под стиля, сохраняющая архаическую композицию (строгая симметрия, статичность, единообразие позы), по-видимому, относится к провинциальной традиции. Третий подстиль представлен главным образом масками мвана пво («молодая девушка»). Отдельные экземпляры поражают своим реализмом. Одна из масок этого типа, находящаяся в Музее Киншасы, изображает пропорциональное, мягко моделированное лицо молодой девушки. Формы этой маски почти натуралистичны, и вместе с тем она сохраняет все особенности стиля чокве. Закрытые глаза имеют ту же миндалевидную форму, так же четко очерчены дуги сходящихся у переносицы бровей, та же форма носа, несколько приплюснутого у переносицы, и высокого выпуклого лба с крестообразной татуировкой. Не типична лишь трактовка рта, закрытого и красиво очерченного (в отличие от открытого, широко растянутого, с оскаленными зубами — обычного для мужских масок и некоторых статуэток чокве)[3].

Формы скульптур тяжелые, мощные, весомые; торсы выглядят как могучие стволы колонн, головы во впечатляющих масках обрамлены или увенчаны монументальной прической. Фигурки гораздо реже сидят, чем стоят. Мужские фигуры почти столь же многочисленны, как и женские. Фигуры в масках встречаются чаще, чем где-либо в Африке. Маски, так же как и лица статуэток, имеют выпуклые глаза с полуопущенными веками, посаженные в большие полусферические орбиты. Глубокие складки, расходящиеся от крыльев носа, соединены с углами рта, обычно очень широкого. Подбородок часто украшен бородкой или сильно выступающим вперед декоративным придатком[3].