Чувашская мифология


Чувашская мифология и традиционная религия — комплекс воззрений, верований и культов чувашей, в основном существовавший в IXXIX вв. Многие черты мифологии и религии среди некрещёных чувашей сохраняются и в наше время, в том числе сохранены традиционные обряды погребения, система праздников и ритуалов[1].

Традиционная религия называется некрещёными чувашами «обычаем предков» (ваттисен йăли), а также «тӗне» (мироустройство), а её приверженцы — «истинными чувашами» (чăн чăваш)[2].

Первые источники сведений по чувашской мифологии и религии — это записи таких ученых, как В. А. Сбоев, В. К. Магницкий, Н. И. Золотницкий и др. Важным источником информации о традиционных верованиях чувашей стала изданная в 1908 г. книга венгерского исследователя Д. Месароша «Памятники старой чувашской веры».

Язычество сохранилось в своей неприкосновенности только очень спорадически. Языческое селение это редкостное явление. Вопреки этому мне прошлым летом удалось длительное время побывать в одной такой исконно языческой местности <…> И в других краях, где сейчас уже исповедуют христианскую веру, жива память о языческой эпохе в основном в устах стариков, которые сами лет 40-50 тому назад тоже приносили жертвы древним чувашским богам.

В конце XX в. большой массив чувашских мифов был обработан при составлении чувашского эпоса Улып[3].

Основным источником современных сведений по чувашской мифологии и религии, полученных в конце XX в. в результате множества научных экспедиций — труды доктора исторических наук А. К. Салмина[4].