Чугунный колесопровод


Чугунный колесопровод — первая в России колейная железная дорога заводского пользования. Построена в 1788 году под руководством начальника Олонецких горных заводов Чарльза Гаскойна на Александровском пушечном заводе в городе Петрозаводске.

Железная дорога предназначалась для перевозки пушек и руды из доменного цеха в сверлильный, где находились вододействующие станки.

Шпалы чугунного колесопровода были изготовлены из чугуна, рельсы стальные, цельные, направление движущимся колёсам вагонеток придавало приложение гибкого пера остреи перевода.

Подвижным составом чугунного колесопровода были вагонетки, на которых укладывался концами ствол пушки (от 3 до 5 метров). Схема распределения соответствовала четырёхосному вагону. По рельсам вагонетки двигали рабочие. Рельсы уголковые, имели однотавровое сечение. Высота головки 60 — 80 миллиметров, ширина 40 — 50 миллиметров, высота тавра 150—170 миллиметров, ширина по подошве до 150 миллиметров.

В дальнейшем чугунные колесопроводы использовались в 1810 году на Змеиногорском руднике (нынешний Алтайский край), отцом и сыном Черепановыми на Выйском заводе в 1830-х годах (в 1790 г. на Александровском заводе с целью ознакомления с его работой побывал Ефим Черепанов).

Изначально железная дорога имела длину 173,5 метра, состояла из трёх участков: два внутри доменного цеха длиной 13 и 15,5 метров, третий из цеха в цех длиной около 145 метров).