Чугунный мост через Северн


«Чугунный мост» (англ. The Iron Bridge) через реку Северн в графстве Шропшир в Англии — первый чугунный арочный мост в мире, революционное для своего времени сооружение. Охраняется ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Строительство моста из металла стало возможным благодаря наличию в округе доменных печей Джона Уилкинсона. Инициатива строительства моста и его проект принадлежали архитектору Томасу Притчарду[en] (ок. 1723 — 1777). Отливка крупных частей моста потребовала ряда новаторских решений. Мост был собран летом 1779 года и был введён в эксплуатацию в первый день 1781 года.

По образу и подобию первого моста в конце XVIII и начале XIX века в Англии было сооружёно ещё несколько чугунных мостов. При отливке новых мостов требовалось гораздо меньше металла. Уже в начале XIX века мост стал покрываться трещинами, его приходится регулярно ремонтировать. В 1934 году сооружение было поставлено на государственную охрану и закрыто для проезда транспорта.

В начале XVIII века пересечь ущелье Северна можно было только на пароме. Требовалась более надёжная переправа.

В 1773 году Т. Ф. Притчард предложил местному сталепромышленнику Джон Уилкинсону построить мост из чугуна. К 1775 году Притчард завершил проект моста, но умер в декабре 1777 года, через месяц после начала работы.Абрахаму Дарби, владельцу чугунолитейного завода, было поручено отлить и построить мост.

Для финансирования строительства были выпущены акции, но их не хватило, и Дарби согласился частично финансировать недостающее (в целом на 3200 фунтов стерлингов). По предварительным расчётам, для строительства требовались 300 тонн чугуна (стоимостью 7 фунтов за тонну), однако фактически было потрачено 379 тонн. Учитывая дополнительные расходы (монтаж, опоры и т. д.), проект оказался гораздо дороже, чем изначально предполагалось, и Дарби понёс большие убытки, оставшись в долгах до конца жизни.