Чёрный кот (фильм, 1934)


«Чёрный кот» (англ. The Black Cat, 1934) — классический фильм ужасов студии Universal. Первый из восьми фильмов, главные роли в которых исполняют «маэстро ужаса» Борис Карлофф и Бела Лугоши.

Питер (Дэвид Маннерс) и Джоан (Джули Бишоп) Эллисоны отправляются в свадебное путешествие по Венгрии. Идиллия продолжается до тех пор, пока в купе молодожёнов не подселяют психиатра Витуса Вердегаста (Бела Лугоши). Они вместе выходят в Вишеграде и садятся в экипаж, однако попадают в аварию. После аварии Вердегаст приводит супругов в футуристический особняк своего бывшего друга, архитектора-модерниста Хьяльмара Пёльцига (Борис Карлофф).

Вердегаст, который до смерти боится котов, пытается разведать судьбу своей жены и дочери: они остались на попечении Пёльцига после того, как Вердергаст пятнадцать лет назад попал в плен к русским во время Первой мировой войны. Пёльциг утверждает, что они мертвы. Он показывает гостю тело его супруги в подземном стеклянном хранилище, где собрана целая коллекция спящих (или умерших) женщин. Тем временем Питер и Джоан хотят уехать из особняка, но понимают, что стали пленниками Пёльцига.

Пёльциг оказывается руководителем сатанинского культа, которому грядущей ночью должна быть принесена в жертву и Джоан. Вердегаст и его слуга Тамаль спасают молодую девушку. Вердегаст узнает, что его дочь Карен не умерла, а стала женой Пёльцига. Он видит её безжизненной и решает, что она умерла, после чего нападет на Пёльцига. Вердегаста случайно ранит из пистолета Питер Эллисон, разыскивающий жену. Вердегаст позволяет паре покинуть виллу, после чего взрывает себя, Пёльцига и зловещую лабораторию.

«Чёрный кот» — один из первых фильмов с беспрерывным музыкальным сопровождением. Его название отсылает к рассказу Эдгара По «Чёрный кот», хотя сюжеты этих произведений по сути не пересекаются. Немецкий режиссёр Эдгар Ульмер выдержал киноленту в стиле, производном от немецкого экспрессионизма начала 1920-х гг. Главный герой получил имя архитектора Ханса Пёльцига, с которым Ульмер (по его собственным заверениям) работал над декорациями фильма «Голем» в 1920 году. При создании образа оккультиста за основу был принят знаменитый Алистер Кроули.