ШКАС


ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный, индекс ГАУ 56-П-426) — первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт. Разработан в 1930 году[⇨], производился с 1932[⇨] по 1945 год, когда был прекращён выпуск авиационных пулемётов винтовочного калибра. Стал первым пулемётом, разработанным специально для авиации; для него также были разработаны специальные авиационные патроны повышенной надёжности с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями[⇨].

ШКАС устанавливался на всех советских самолётах, выпущенных с 1934 по 1941 год, и использовался во всех военных конфликтах этого периода с участием СССР, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая Великой Отечественной войной. Кроме того, имеются данные о применении самолётов И-16, оснащённых этими пулемётами, в корейской и китайской гражданских войнах. Причиной такой популярности стала высокая скорострельность, достигнутая использованием подающего барабана для извлечения патрона из ленты и газового поршня для приведения автоматики в действие.

Выпуск пулемёта был налажен в трёх вариантах[⇨], также выпускались спаренные установки[⇨], рассматривались возможности сухопутного[⇨] и морского[⇨] использования. В 1937 году была разработана модификация «УльтраШКАС» со скорострельностью, достигавшей 3000 выстрелов в минуту, но отличавшаяся низкой надёжностью[⇨]. Параллельно конструктор С. В. Владимиров разрабатывал крупнокалиберный вариант пулемёта, получивший наименование ШВАК, а из него, в свою очередь, путём увеличения калибра была разработана одноимённая пушка[⇨].

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода, Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт, по скорострельности превышающий существовавшие образцы (в первую очередь пулемёт «Максим»). На тот момент Шпитальный не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями[5], но в 1926 году во время обучения в Московском механическом институте он вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в Научном автомоторном институте, он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста[6].

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия[6] и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого. В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия[5][7].


Фото с испытаний из архива РККА

Шаровая башенная установка
Общий вид Т-37А с пулемётом ШКАС
Горизонтальный угол наведения
Вертикальный угол наведения
Держатель с патронными коробками