Шамшин, Пётр Михайлович


Пётр Миха́йлович Шамши́н (10 [22] февраля 1811, Санкт-Петербург, Российская империя6 [18] февраля 1895, там же)[5]русский живописец и педагог, представитель позднеакадемической школы[6], автор исторических картин и портретист; сын М. Н. Шамшина, ученик П. В. Басина. Академик (с 1844) и профессор (с 1853), ректор живописного и скульптурного отделений (1883–1894) Императорской Академии художеств, тайный советник (1888)[4].

Сын живописца-портретиста академика М. Н. Шамшина. В возрасте десяти лет был определен в воспитанники Императорской Академии художеств. Состоял в ней в числе учеников профессора П. В. Басина.

Окончил курс академии в 1838 году со званием художника с правом на чин XIV класса и с малой золотой медалью, полученной за картину: «Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии». В 1836 году, за картину «Избиение детей Ниобы», ему присуждена большая золотая медаль.

С 1838 года жил и работал в Италии, где пробыл семь лет, после возвращения в Санкт-Петербург преподавал рисование в классах академии. В 1844 год, за картины «Агарь в пустыне» и «Пётр Великий в бурю на Лахте», получил звание академика.

В 1853 году за большой образ «Воскресение Христово» (находился в домовой церкви Академии художеств, ныне в Эрмитаже[7]), присвоено звание профессора[8]. В 1859 году, вследствие изменения устава академии, Шамшин переведён из учителей в адъюнкт-профессора. В 1863 году он произведен в профессора 1-й степени, в 1883 году назначен ректором живописи и скульптуры. В августе 1894 года, при введении в действие нового устава академии, он уволен в отставку.

Умелый рисовальщик рутинно-академического направления, холодный в своих композициях и неважный колорист, Шамшин занимался почти исключительно церковной живописью. Его образа и стенные картины находятся во многих петербургских церквах: в Исаакиевском соборе, в церкви святого Мирония лейб-егерского полка, Благовещенской лейб-гвардии конного полка церкви, греческой посольской, Павловского института, университета, инженерного училища, почтамта («Видение святого Константина»), а также в московском Храме Христа Спасителя (живопись на стенах придела святого Николая Чудотворца и большая картина «Сретение Господне»), в гатчинском городском соборе, в Сионском соборе в Тифлисе, в церкви Петра и Павла при Николаевском инженерном училище, в церкви Ивангородской в Нарве, Уяздовского госпиталя в Варшаве, русского посольства в Афинах и некоторые др.