Шанхайский метрополитен


Шанха́йский метрополите́н (кит. упр. 上海地铁, пиньинь Shànghǎi Dìtiě, палл. Шанхай дите) — скоростная внеуличная система рельсового транспорта, связывающая город Шанхай с провинцией Цзянсу. Является первым в мире по протяжённости (743 км[3]). Ежедневный пассажиропоток шанхайского метрополитена составляет около 7 млн человек.

Шанхай — третий город в континентальном Китае после Пекина и Тяньцзиня, где появилось метро, которое открылось в 1993 году. Одна из самых молодых в мире, данная система метро является наиболее быстро развивающейся, уже насчитывая 19 действующих линий (без учёта маглева) и ещё 4 строящихся, включая продолжения действующих. К концу 2020 года планировалось достижение протяжённости в 743 км линий с 457 станциями[4][3]. Фактически, эти показатели были достигнуты в январе 2021, с открытием новой линии 15.

Метро Шанхая современное, быстрое и недорогое, на станциях поддерживается чистота. Плазменные панели отображают время прибытия следующих двух поездов. На жидкокристаллических мониторах внутри вагонов поездов, идущих под землёй, показываются реклама и название следующей станции, а на наземных линиях информация о следующей станции отображается на светодиодном табло. В поездах также проигрывается запись с названием следующей станции на китайском и английском языках и с информацией о достопримечательностях и магазинах рядом со следующей станцией — только на китайском. Метро оборудовано для передвижения инвалидов. На всех станциях установлены платформенные раздвижные двери.

Среди недостатков системы можно отметить сильную перегруженность в часы пик (особенно линий 1 и 2) и недостаточное покрытие городской территории, что, впрочем, постепенно решается быстрым строительством и введением в эксплуатацию новых участков. Многие также отмечают не очень удобные длинные переходы между пересадочными станциями.

В отличие от многих других систем метро в мире, в шанхайском метрополитена применяется верхний токосъём контактного рельса, возможно, вследствие используемого напряжения 1500 В — вдвое больше, чем на большинстве систем с нижним токосъёмом. Ширина колеи — европейская 1435 мм, что позволяет транспортировать вагоны, используя железнодорожную сеть страны. Применяется система автоведения. В метрополитене эксплуатируются современные метровагоны как производства германской компании Siemens AG, так и китайского производства.

В декабре 2020 года число вагонов метрополитена достигло 7000, причём последние 1000 вагонов были поставлены всего лишь за 6 месяцев[6].