Шаповал, Владимир Николаевич


Владимир Николаевич Шаповал (укр. Володимир Миколайович Шаповал; 25 мая 1948, Киев) — украинский юрист и государственный деятель. Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины с 2007 до 2013.

Окончил юридический факультет Киевского государственного университета (1970; специализация — международное право), аспирантуру Института государства и права АН Украины (1974), доктор юридических наук (1992), профессор (1993).

Во время рассмотрения в Конституционном суде в апреле — мае 2007 вопроса о соответствии Конституции указа президента Виктора Ющенко о роспуске Верховной рады представлял интересы президентской стороны. В интервью 16 мая 2007 поддержал точку зрения об ангажированности ряда судей противниками Ющенко:

У меня сложилось впечатление, что часть судей, что называется, заангажирована. С самого начала по отношению к ним было использовано много соблазнов и стимулов. В нашем составе несколько иногородних судей почти два года ждали квартиры и жили в гостинице. А тут сразу… Отсюда возможна зависть, когда одному что-то дают, а другому — нет. Это разъединяет и разобщает. Судьи КС, по сути, и не работали вместе, поскольку за 10 месяцев не приняли ни одного решения. А работа над конкретными делами могла бы создать в суде коллектив. Но они занимались странными вещами и вели странные дискуссии. В общем, говоря словами булгаковского Воланда, «квартирный вопрос их испортил». И, наверное, не только этот вопрос.

в принципе усиление основ парламентаризма — усиление контроля парламента над Кабмином, создание юридических предохранителей от чрезмерной концентрации власти в любых руках — это необходимость. Но мы попробовали преодолеть пропасть в два прыжка. Поэтому наши ноги сейчас в воздухе, где мы пытаемся найти точку опоры. Мне кажется, идеальным вариантом было бы формирование так называемой консенсусной демократии, когда основные кадровые назначения и увольнения осуществляются в сотрудничестве президента и премьер-министра. Например, президент увольняет министров исключительно по представлению Кабмина, при этом ВР имеет право по специальной процедуре выразить недоверие всему составу Кабмина. Главное, юридически заставить треугольник президент — парламент — правительство тесно сотрудничать между собой.