Шарифский халифат


Шари́фский халифа́т (араб. الخلافة الشريفية‎аль-хилафат аш-шарифия) или Хашимитский халифат (араб. الخلافة الهاشميةаль-хилафат аль-хашимия) — халифат, провозглашённый в марте 1924 года королём Хиджаза и шерифом Мекки Хусейном ибн Али из династии Хашимитов, вскоре после упразднения Османского халифата. Самопровозглашённый «эмир правоверных» не смог надолго удержаться у власти и после череды неудач в борьбе с Саудитами отрёкся от престола в пользу своего сына Али в октябре 1924 года. Сын Хусейна на протяжении года сопротивлялся стремлению Саудитов захватить весь Хиджаз, но в декабре 1925 года пал последний оплот Хашимитов в Джидде и было образовано Королевство Неджд и Хиджаз во главе с Абдул-Азизом.

Нидерландский востоковед Х. Снук-Хюргронье считал, что никто из правителей Мекки на протяжении столетий не задумывался посягнуть на титул халифа, а идеи о создании халифата во главе с шерифом имеют европейские корни. Однако ещё в XV веке некоторые мусульманские историки (Таки ад-Дин аль-Фаси[en], аль-Макризи, Ибн Тагриберди) упоминали о теоретической возможности халифата под управлением правителей Мекки из числа потомков Мухаммеда[1].

Идеи об Арабском халифате под властью шерифов вновь получили распространение в 1858 году среди мусульман на севере Сирии, разочаровавшихся в реформах в Османской империи. В 1860 году британские правительственные круги задумали использовать правителя Мекки в качестве халифа в противовес французам в Египте. После поражения Османов в войне с Россией в 1877—1878 годах, в Британии и Арабском мире был вновь поднят вопрос о правомочности Османов носить титул халифа. В 1880-е годы бухарские мусульмане искали возможности для создания федерации во главе с шерифом Мекки. К концу XIX века эти идеи получили ещё более широкое распространение[2].

Новым толчком к возобновлению дискуссий о Шарифском халифате стала публикация книги «Умм аль-Кура» («Мать селений», то есть Мекка) Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби на страницах журнала «аль-Манар» Мухаммада Рашида Риды. Труд аль-Кавакиби претендовал на то, чтобы быть протоколом тайного общества мусульман, стремившегося к созданию Шарифского халифата в Хиджазе. Слухи о существовании такого общества упоминал в своих письмах с 1879 года британский представитель в Мекке Джеймс Зохраб. В 1904 году сирийский христианин Негиб Азури опубликовал манифест с призывом к независимости Хиджаза во вглаве с халифом, который стал бы духовным лидером мусульман[3].