Шаропоезд


Каждое колесо его поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров — срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «одетые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище.

Шаропоезд (также известен как ШЭЛТшароэлектролотковый транспорт) — разновидность монорельса, разработанная инженером Н. Г. Ярмольчуком в 19321933 годах. Поезд двигался на шарообразных колёсах с встроенными в них электродвигателями, которые располагались в полукруглых желобах под деревянной платформой (в полномасштабном проекте путепровод должен был быть бетонным). Модель поезда, построенная в масштабе 1/5 для испытаний концепции этого транспортного средства, развивала скорость до 70 км/ч. Предполагалось, что полномасштабная конструкция будет достигать скорости до 300 км/ч[1].

От проекта остались несколько музейных экспонатов[2], кадры кинохроники[3] и литература той эпохи[4].

В самом начале своей деятельности Ярмольчук несколько лет работал на Курской железной дороге монтёром. За время работы он ознакомился с особенностями устройства подвижного состава и со временем пришёл к выводу, что для дальнейшего развития рельсового транспорта в области повышения скорости движения необходимо переходить к новой концепции. В качестве ограничивающего фактора Ярмольчук в своих письмах указывал на взаимодействие рельсов и колёсных реборд. По его мнению, из-за повышения скорости подвижного состава могли существенно возрасти биения, возникающие при перемещениях колёсной пары в осевом направлении, ограниченных ребордами обоих колёс. Это могло приводить к разрушению ходовой части локомотива или вагона. В качестве альтернативы он предложил вместо традиционного пути с двумя рельсами прокладывать путь в виде жёлоба-лотка круглого сечения. Колёса поезда должны были представлять собой шары соответствующих размеров, что не приводило бы к вышеупомянутым биениям. При движении поезда сферические колёса должны были самоориентироваться, препятствуя сходу с пути[1].

В первом варианте ШЭЛТ вагоны должны были иметь шарообразную форму; силовая установка и прочие агрегаты, а также пассажирская кабина должны были устанавливаться внутри, а внешняя поверхность корпуса должна была контактировать с лотком. При входе в повороты вагон должен был накреняться в соответствующую сторону для обеспечения устойчивости. В качестве силовой установки предполагалось использовать электродвигатели как позволяющие получить необходимые тяговые характеристики и не занимающие много места[1].