Шахматный этюд
Ша́хматный этю́д (от фр. étude, буквально — изучение, исследование) — составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (традиционно — белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания количества ходов, необходимых для достижения этой цели. Шахматист, составляющий этюды, называется этюдистом.
Этюд более близок к практической партии, чем задача. Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля, реже — из середины игры). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.
Художественные принципы этюдного творчества один из крупнейших этюдистов XX века Генрих Каспарян сформулировал в докладе «О состоянии и перспективах развития этюда», прочитанном на Международном конгрессе шахматных композиторов (Москва, август 1961 года)[1]:
Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции[3]:
Но понимание «лучшего ответа противника» несколько необычное по меркам компьютерных движков: как только оценка позиции (выигрыш/ничья/проигрыш) становится очевидной, дальше ветку можно не раскручивать[4], даже если она сложная и долгая, вроде ♕♜. Другими словами, пассивный ход чёрных с выходом в затянутый эндшпиль — это проигрыш в один ход и он «хуже» рискованной жертвы с матом белых в два хода, даже если компьютер думает иначе.
И. Клинг, Б. Горвиц
1851 | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Выигрыш
(3 + 3) Герман Нейштадтль
«Стратежи», 1897 | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Выигрыш
(4 + 3) А. А. Троицкий
«Новое время», 1895 | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Этюд 1. Выигрыш
(3 + 2) А. А. Троицкий
«Задачи и этюды», 1928, III приз | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Этюд 2. Ничья
(5 + 4) А. А. Троицкий
«Новое время», 1897 | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Этюд 3. Выигрыш
(4 + 6) А. С. Селецкий
«Шахматы в СССР», 1933
I приз | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Выигрыш (5 + 4) М. Ф. Диментберг
«Шахматы в СССР», 1947
Специальный почётный отзыв | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Ничья (2 + 4) В. И. Тявловский
Magyar Sakkélet, 1962
III приз
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Выигрыш (4 + 3) М. С. Либуркин
«64», 1930 (II полугодие)
I приз | a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
8 | | 8 |
7 | 7 |
---|
6 | 6 |
---|
5 | 5 |
---|
4 | 4 |
---|
3 | 3 |
---|
2 | 2 |
---|
1 | 1 |
---|
| a | b | c | d | e | f | g | h | |
---|
Выигрыш
(4 + 4)