Шах (шахматы)


Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть под угрозой взятия на следующем ходу. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника. Если от шаха нет защиты, объявляется мат.

Шах может быть объявлен после хода любой фигуры или пешки. Однако король может атаковать короля противника лишь при помощи «вскрытого» шаха (см. ниже), иначе атакующий король сам подставился бы под шах, что запрещено. В алгебраической нотации шах обозначается знаком плюс (+).

Слово «шах» происходит[1] от титула монарха (см. Шах) в персидском, арабском и некоторых других языках Ближнего и Среднего Востока.

По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом обязан вывести короля из-под шаха (по завершении хода король не должен остаться или опять оказаться под шахом), что может быть сделано одним из трёх способов:

Если ни одним из указанных способов уйти из-под шаха невозможно, позиция называется мат; игрок, оказавшийся в ней, считается проигравшим.

Вскрытый (открытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит, ей открывается большой простор для следующего хода.


abcdefgh
8
a8 чёрная ладья
e8 чёрный крест
f8 чёрный крест
e7 чёрный крест
f7 чёрный король
g7 чёрный крест
f6 чёрный крест
g6 чёрный крест
b4 чёрная пешка
b3 чёрный круг
a2 белый слон
d2 белый король
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белый слон на a2 объявляет шах чёрному королю. Чёрные обязаны выйти из-под шаха, совершив один из 8 возможных ходов: взять слона ладьёй (и одновременно объявить ответный шах белому королю), закрыться пешкой или уйти королём на одно из указанных полей вокруг него.
abcdefgh
8
g8 чёрный король
f7 чёрная пешка
g7 чёрная пешка
c6 белый ферзь
h6 чёрная пешка
f3 белая пешка
h3 белая пешка
a2 чёрная ладья
d2 чёрный ферзь
g2 белая пешка
g1 белый король
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
После хода 1. Фc8+ белые сводят игру к ничьей с помощью вечного шаха.
abcdefgh
8
a8 чёрная ладья
d8 чёрный ферзь
e8 чёрный король
f8 чёрный слон
h8 чёрная ладья
c7 белый конь
f7 чёрная пешка
g7 чёрная пешка
a6 чёрная пешка
d6 чёрная пешка
e6 чёрная пешка
h6 чёрная пешка
a4 белый ферзь
e4 белая пешка
g4 чёрный конь
h4 белая пешка
a2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
a1 белая ладья
c1 белый слон
e1 белый король
f1 белый слон
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход 13. Кс7++ объявляет двойной шах чёрному королю и позволяет произвести выгодный размен.
Михаил Ботвинник — Николай Минев
Амстердам, 1954
abcdefgh
8
c7 чёрный круг
g7 белая пешка
c6 белый круг
c5 белый король
d5 белый ферзь
a4 чёрный король
c4 белый круг
d4 белый круг
c2 чёрный круг
f2 чёрный круг
h2 чёрный ферзь
g1 чёрный круг
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Ход чёрных. Чёрные точки — место, где чёрный ферзь может дать шах. Белые — где белый ферзь даёт перекрёстный шах в ответ.