Шацилло, Корнелий Фёдорович


Корне́лий Фёдорович Шаци́лло (12 апреля 1924, Ташкент, ТАССР, СССР — ночь с 29 на 30 июля 1998, Москва, Россия) — советский и российский историк, специалист по истории флота и истории либерализма в России. Доктор исторических наук, профессор.

Родился в 1924 году в Ташкенте, в семье военнослужащего. Его отец был потомком сибирских ссыльнопоселенцев, мать происходила из небогатой семьи уральских казаков.

Окончив среднюю школу в Новосибирске в 1941, был направлен на учёбу в Тихоокеанское высшее военно-морское училище, по его окончании получил офицерское звание. В составе экипажа подводной лодки принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. Десять лет служил на флоте, был командиром торпедного катера, звена катеров и танко-десантного судна на Черноморском флоте. Вышел в отставку в 1951 в связи с тяжёлой болезнью.

Окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова в 1955 году и аспирантуру там же в 1958 году. Ученик А. Л. Сидорова. Кандидат исторических наук (тема диссертации: «Финансовый капитал в морской судостроительной промышленности России (1910—1917)»). Доктор исторических наук (1968, диссертация «Развитие вооружённых сил России накануне Первой мировой войны (военные и военно-морские программы царского правительства в 1906—1914 гг.)»). Профессор.

С 1958 работал в Институте истории СССР АН СССР (Институте российской истории РАН): младший, старший, главный научный сотрудник.

В историческую науку пришёл с желанием работать над проблемами истории российского флота. Это и определило характер его научных интересов — занимался изучением подготовки флота к Первой мировой войне, политики правительства и Государственной думы по морскому вопросу. Изучая военную промышленность царской России, пришёл к выводу, что она базировалась не на капиталистических принципах производства, а представляла собой гораздо более архаичную хозяйственную структуру, сохранившую свою специфику и в советское время. В конце жизни снова вернулся к «флотской» теме в контексте российской политики начала XX века. Считал, что авантюрой была надежда, создав сильный флот, добиться в «европейском концерте» независимого и даже решающего положения в условиях недостаточного финансирования сухопутных войск, приведшего к «кризису вооружений» уже вскоре после начала Первой мировой войны .