Шведизация


Шведизация (швед. Försvenskning) — распространение и/или навязывание шведского языка, этничности и культуры Швеции, а также политика, которая привела к этим изменениям. В контексте шведской экспансии в Скандинавии, шведизация может относиться как к распространению культуры и языка шведов в Скании в 1600-х годах, так и к государственной политике в отношении саами и финнов в северной Швеции в 1800—1900-х годах.

В рамках Роскилльского мирного договора, заключенного в конце Второй Северной войны, в начале 1658 года все территории исторической области Скания были переданы Датско-Норвежской унией Шведской империи. Для Шведской империи было важно объединить новых подданных и заставить жителей Скании чувствовать себя шведами, а не датчанами. 16 апреля 1658 года представители знати Скании, Блекинге и Халланда, горожане, духовенство и крестьяне собрались в Мальмё, чтобы присягнуть на верность Карлу X Густаву. Король не присутствовал, но был представлен пустым креслом, окруженным шведскими солдатами.[1]

В 1662 году Швеция согласовала налоги и уставы в Скании в соответствии с другими регионами Швеции. Некоторые из новых положений устава сильно отличались от предыдущей датской практики; например, lilla tullen («маленькая таможня») — взимание налога со всех товаров, ввозимых в города. Другие изменения требовали, чтобы в каждом городском совете было не менее двух членов шведского происхождения. В то же время жители Скании получили представительство в риксдаге, чего не было в других областях, завоёванных Шведской империей.[2]

Когда Карл X Густав высадился в Хельсингборге в 1658 году, он встретил на пирсе епископа Педера Винструпа из Лунда, который стал движущей силой создания Лундского университета в качестве шведского противовеса Копенгагенскому университету. В 1666 году первый был основан под названием «Regia Academia Carolina», а его официальная церемония открытия состоялась в январе 1668 года.

Примерно через два десятилетия после Роскилльского договора Швеция стремилась более полно реализовать свою политику в Скании, включая внесение изменений в язык церковного и бытового общения. В 1681 году местные священники присоединились к Церкви Швеции, а судебные документы и церковная переписка все чаще заимствовали более стандартные шведские грамматические особенности.[3]

Во время Сконской войны в конце 1670-х годов про-датские бойцы «снаппхане» поддерживали датское вторжение. Это привело к кампании по поимке, пыткам и казни тех, кто не хотел присягать на верность шведскому королю. Эта политика была эффективной, и к 1709 году, когда Дания снова предприняла попытку вторжения в Сканию после Полтавской битвы, местные ополченцы оказали сопротивление этим усилиям.[4]