Швейцарские часы


Швейца́рские часы́ (нем. Schweizer Uhr, фр. Montre suisse, итал. Orologio svizzero, англ. Swiss watch) — торговый знак, определённый швейцарским законом 232.119 (рус.), в котором даётся не только определение термина «Швейцарские часы», но и правила использования маркировок «Swiss Made» (Сделано в Швейцарии), «Swiss» (Швейцарский), «Swiss movement» (Швейцарский часовой механизм) и других. Часы могут считаться швейцарскими только при соблюдении следующих требований: если их механизм произведён в Швейцарии; механизм был встроен в часовой корпус на территории Швейцарии; механизм часов прошёл окончательную проверку на территории Швейцарии. Для того, чтобы механизм часов имел право наименоваться швейцарским, необходимо, чтобы он был собран в Швейцарии, был проверен швейцарским производителем, стоимость швейцарских деталей в часовом механизме составляла не менее 50%.

Мастера часового дела появились в Швейцарии из-за религиозного противостояния протестантов и католиков во Франции[1]. В XVI веке Франция занимала ведущую позицию в мировой часовой индустрии, здесь изобретались и производились часы самого лучшего качества. Однако, так сложилось, что большинство часовщиков, механиков и ювелиров являлись протестантами. Поэтому, когда начались религиозные войны, многие из них стали эмигрировать в другие страны, в том числе в соседнюю Швейцарию, где им давали убежище. Таким образом, уже к концу XVI века Швейцария стала одним из центров производства часов[2].

В 1601 году в Женеве часовые мастера создали цех часовщиков и впервые ввели обязательные правила маркирования своей продукции, а также утвердили процедуру обучения часовому ремеслу для того, чтобы четко определить, кого можно считать часовым мастером[3]. В XVIII веке конкуренция часовщиков в Женеве стала очень сильной, и многие мастера стали переезжать в соседний кантон Невшатель. В нём действовали другие правила маркировки часов, не такие, как в Женеве, но все же каждый мастер, как правило, указывал на часах, кроме своего имени, еще и место производства[4].

В XIX веке в США началось производство недорогих часов в больших количествах. В отличие от Швейцарской часовой промышленности в США часы производили на больших механизированных мануфактурах, используя унифицированные детали, что и позволяло значительно снизить стоимость часов[5]. Швейцарские часовщики решили не бороться с американскими производителями их способом, а пойти своим путём. С этого момента по всему миру начинается массовая рекламная кампания, которая акцентировала внимание на качестве и точности часов, произведенных в Швейцарии. Это позволило швейцарской часовой промышленности сохранить лидирующие позиции на мировом рынке часов. Однако, возникла необходимость в особой маркировке, которая позволила бы однозначно выделять швейцарские часы среди остальных часов. Иногда для этих целей использовали маркировку «Хронометр», которая должна была символизировать точность швейцарских часов[4].