Шемякин, Михаил Михайлович (художник)


Михаи́л Миха́йлович Шемя́кин (род. 4 мая 1943, Москва) — советский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993)[4], Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

Отец — Михаил Петрович Шемякин (1908—1977), который рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии Шемякина. Приёмный отец впоследствии был расстрелян, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых[5][6].Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознамённой ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов[7][8][9][10][11]. Мать — актриса Юлия Николаевна Предтеченская, в первом браке — Блинова, во втором — Шемякина (1916—1999), дочь Николая Алексеевича Предтеченского, выпускника Морского инженерного училища императора Николая I в Кронштадте[12]. Окончила Ленинградский театральный институт. Актриса Театра комедии имени Н. П. Акимова. Снималась в кино («Друзья», 1938). Жена c 1933 г. до 1942 г. актёра Бориса Блинова. Во время войны в Москве, была актрисой Театра на Таганке. В 1945—1956 гг. жила в Германии, где служил её второй муж. В 1956 г. начала работу, как актриса театра кукол в кукольном театре Евг. Деммени, затем жила в Риге. В 1970-х эмигрировала к сыну во Францию. В Париже создала кукольный театр Matriochka de Paris/«Матрёшка де Пари». Умерла в 1999 году в США, в Клавераке, в имении своего сына. Писала стихи и воспоминания[13].

С 1945 по 1957 год жил с родителями в Дрездене (ГДР)[4]. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.

В 1957 году был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.

В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).