Шереметевский, Владимир Петрович


Владимир Петрович Шереме́тевский (14 (26) июля 1834, Москва — 15 (27) июня 1895, Москва) — российский педагог, филолог, методист русского языка и литературы; действительный статский советник.

Родился в Москве 14 (26) июля 1834 года в семье Петра Васильевича Шереметевского (1806—1879), известного как автор «Истории основания и открытия императорского московского Воспитательного дома»[1], в сиротском училище при котором (потеряв своего отца, Василия Ивановича Ватагина, в год своего рождения) он воспитывался на средства Марии Петровны Шереметевой[2], откуда и получил фамилию.

В 1853 году окончил курс 2-й московской гимназии с золотой медалью и без экзамена был принят на историко-филологический факультет Московского университета, после окончания которого в 1857 году преподавал русскую словесность в гимназиях Москвы. Сначала в родной 2-й гимназии состоял учителем русского языка и словесности (30.11.1858—30.7.1866), а потом — инспектором этой же гимназии (30.7.1866—1.7.1870). Вслед за тем он был преподавателем в Московской учительской семинарии военного ведомства (до её закрытия в августе 1885 года), 6-й московской гимназии[3], Николаевском женском училище и учителем педагогики, дидактики и методики русского языка в частной женской гимназии 3. Д. Перепёлкиной (1884—1895). Кроме того, в течение нескольких лет читал лекции по методике преподавания русского языка на Педагогических курсах при Обществе воспитательниц и гувернанток. Обучал искусству декламации на драматических курсах П. Д. Боборыкина. Организовал комиссию преподавателей русского языка при Ученом отделе Общества распространения технических знаний.

Умер 15 (27) июня 1895 года[4]. Был похоронен на Ваганьковском кладбище вместе с братом Фёдором Петровичем (ум. 1891) и племянницей Надеждой Фёдоровной (ум. 1920)[5][6][7].

Основной целью преподавания русского языка и литературы считал умение владеть живой речью. В статье «Начатки науки о родном слове», опубликованной в 1881 году в журнале А. Хованского «Филологические записки», сформулировал программу первоначального обучения языку в гимназиях, ведущим направлением которой считал этимологическую работу.[8] Предложил оригинальную систему практических упражнений, главная задача которых состояла в привлечении учащихся к работе над «корнесловием». Не отрицая пользы теоретических знаний на элементарной ступени школы, выступал сторонником практического изучения языка, наблюдений над речью. В программе Шереметевского можно увидеть элементы проблемного обучения.[9]