Шеффер, Ари


Ари́ Шеффе́р (фр. Ary Scheffer; 10 февраля 1795, Дордрехт — 15 июня 1858, Аржантёй, близ Парижа) — французский живописец, представитель романтизма. Брат Анри Шеффера.

Ари Шеффер происходил из семьи художников: отец его, Иоганн Баптист Шеффер, переселившийся из Мангейма в Голландию, был живописцем, учеником Августа Тишбейна; мать, Корнелия Шеффер, урождённая Ламме, также с успехом занималась живописью. Благодаря урокам рисования, в особенности отцовским, рано проявившиеся художественные способности юного Ари получили достаточное развитие; в пятнадцати лет он написал портрет, который был принят на амстердамскую художественную выставку.

Лишившись отца, Шеффер переселился в 1811 году, вместе с матерью, в Париж, поступил в ученики к Пьеру Герену и под его руководством развился столь быстро, что уже в следующие за тем годы мог участвовать в луврских салонах. В первую пору своей деятельности молодой художник работал в академическом стиле Герена и большинства других французских живописцев того времени, ещё не расставшихся с принципами Л. Давида, но тем не менее, изображая священные, исторические сюжеты, видимо, стремился к патетизму, мечтательности и сентиментальности.

В эту пору (18161827 годы) написаны им картины: «Смерть Людовика Святого» (1817), «Сократ защищает Алкивиада в битве при Потидее» (1818), «Патриотическая самоотверженность шести граждан Кале» (1819), «Св. Людовик, зараженный чумой, посещает больных ей воинов» (1822; находится в парижской церкви св. Франциска), «Вдова солдата», «Семейство матроса», «Сгоревшая ферма», «Выздоравливающая мать», «Сироты на кладбище», «Маленький жнец», «Старый сержант и сестра милосердия», «Возвращение молодого инвалида домой» и многие др. Все эти картины, более или менее умеренной величины, были не раз гравированы и литографированы и доставили художнику огромную популярность.

Кроме них, из-под его кисти вышли в это время большие, энергично задуманные, проникнутые драматизмом картины: «Гастон де Фуа, найденный мертвым среди павших в битве при Равенне» (в Версальском историческом музее), «Св. Фома Аквинский во время бури на море проповедует о вере в милосердие Божье» (в парижской церкви этого святого), «Последние защитники Миссолунги поджигают мину, от которой они взлетят на воздух», «Сулиотки, готовые броситься вниз со скалы, чтобы не попасть в рабство», «Молодые гречанки, умоляющие Мадонну спасти их от турок».