Шива


Ши́ва (санскр. शिव, IAST: śiva, «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой, Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды[1].

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной.

Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти)[2] в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время в некоторых традициях Индии, например, кашмирском шиваизме, Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения.

Главная мантра шивы это ом намах Шивая, которая переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы.

В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари[3].

Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара[4], Шамбху[5], Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».


Шива представлен в его многочисленных аспектах.[34]
Слева: Бхайрава — икона свирепой формы Шивы, с 17/18 века, Непал
Справа: Шива как медитирующий йог в Ришикеше
Шива был принят и объединён с буддийскими божествами.
Слева: Дайкокутэн — это сплав божеств Шива-Окунинуси в Японии[35]
Справа: Ачала — это жестокая адаптация Шивы.[36]
Фестиваль Маха Сиваратри наблюдается ночью, обычно в освещённых храмах или особой «прабхе».