Широкофюзеляжный самолёт


Широкофюзеляжный самолёт (англ. a wide-body aircraft, a twin-aisle aircraft, airbus[1]) — пассажирский самолёт с фюзеляжем, ширина которого требует наличия двух проходов между рядами кресел в салоне, как, например, Ил-96, Boeing 777 или A340.

Ширина фюзеляжа серийных широкофюзеляжных самолётов — от 5,03 метра у Boeing 767 до 7,14 метра у Airbus A380 , что позволяет разместить в ряду от 7 до 10 кресел экономкласса. Ширина салона A380 позволяет разместить до 11 кресел, но реализована такая возможность никогда не была. У традиционных узкофюзеляжных самолётов диаметр фюзеляжа обычно не превышает 3—4 метров, чего достаточно для размещения до шести кресел в ряду, для которых достаточно одного прохода. Для обеспечения эвакуации пассажиров размещение кресел более трёх от прохода запрещено.

Широкофюзеляжный самолёт может взять на борт до 853 (Airbus А380) человек. При этом длина фюзеляжа у крупнейших машин превышает 70 метров.

Появление широкофюзеляжных самолётов в конце 1960-х — начале 1970-х годов было вызвано быстрыми темпами роста объёма воздушных пассажирских перевозок и перегруженностью воздушного пространства, особенно на линиях с интенсивным движением и в зонах аэропортов Союза ССР. Кроме того, внедрение широкого фюзеляжа позволило благодаря резкому повышению вместимости пассажиров (грузоподъёмности) уменьшить расход топлива на единицу транспортной производительности.

Если повышение экономичности пассажирских самолётов предшествующих поколений обычно сопровождалось увеличением плотности компоновки пассажирских кресел и некоторым снижением комфорта, то рост экономичности широкофюзеляжных самолётов возможен и при уменьшении плотности компоновки и повышении комфорта, что привлекает новых пассажиров[2].

Широкофюзеляжные самолёты предназначены для перевозки большого количества пассажиров или груза преимущественно на средние и большие расстояния.