Широкофюзеляжный самолёт


Широкофюзеляжный самолёт (англ. a wide-body aircraft, a twin-aisle aircraft, airbus[1]) — пассажирский самолёт с фюзеляжем увеличенного диаметра (например, с двумя проходами между пассажирскими креслами), как, например, Ил-96, Boeing 777 или A340.

Диаметр фюзеляжа широкофюзеляжного самолёта — 5—6 метров, что позволяет в случае пассажирского самолёта разместить в ряду 6—10 кресел. У традиционных узкофюзеляжных самолётов диаметр фюзеляжа обычно не превышает 3—4 метра, что позволяет иметь максимально до шести кресел в ряду, разделённых одним проходом. Широкофюзеляжный самолёт может взять на борт до 853 (Airbus А380) человек. При этом длина фюзеляжа у крупнейших машин превышает 70 метров.

Первый в мире широкофюзеляжный самолёт — советский Ан-22 «Антей». Появление широкофюзеляжных самолётов в конце 1960-х — начале 1970-х годов было вызвано быстрыми темпами роста объёма воздушных пассажирских перевозок и перегруженностью воздушного пространства, особенно на линиях с интенсивным движением и в зонах аэропортов Союза ССР. Кроме того, внедрение широкого фюзеляжа позволило благодаря резкому повышению вместимости пассажиров (грузоподъёмности) уменьшить расход топлива на единицу транспортной производительности.

Если повышение экономичности пассажирских самолётов предшествующих поколений обычно сопровождалось увеличением плотности компоновки пассажирских кресел и некоторым снижением комфорта, то рост экономичности широкофюзеляжных самолётов возможен и при уменьшении плотности компоновки и повышении комфорта, что привлекает новых пассажиров[2].

Широкофюзеляжные самолёты предназначены для перевозки большого количества пассажиров или груза преимущественно на средние и большие расстояния.

Существуют двухпалубные широкофюзеляжные самолёты, такие как Boeing 747 (первый в мире реактивный, а также первый в мире на практике пассажирский широкофюзеляжный самолёт) и А380. Кроме них, в настоящее время используются однопалубные широкофюзеляжные A300, A310, A330, A340, A350, Boeing 767, 777 и 787, а также менее популярные Ил-96, DC-10 и MD-11. Лишь один широкофюзеляжный самолёт полностью выведен из эксплуатации, это американский Lockheed L-1011 TriStar.


Широкофюзеляжный A340 изнутри
Салон проектируемого Ту-304 «Фрегат Экоджет»