Шиф (река)


Исток от слияния ручьёв Тотли[en] и Олд-Хэй[en] в деревне Тотли[en], расположенной в пригороде Шеффилда. Течёт на север, мимо деревни Доур[en], через Эббидейл[en] и северную часть шеффилдского района Хили[en]. Далее река заключена в дренажную трубу, в которой она течет под центром Шеффилда, выходя на поверхность только в одном месте перед слиянием с рекой Дон около моста на Блонк-стрит. Подземная часть Шифа вместе с Доном, между современной Блонк-стрит и Ледиз-бридж, образуют естественную границу Шеффилдского замка с двух сторон.

Основными притоками Шифа являются Портер-Брук[en], который впадает около железнодорожной станции Шеффилд-Мидлендс[en], и Мирз-Брук[en]. В верхнем течении река загрязнялась в течение столетий ведения промышленной деятельности, включая выплавку железа и стали, и она восстанавливается медленно. Река использовалась для получения энергии для множества металлургических мастерских, важным сохранившимся примером которых является Эббидейлское промышленное поселение[en], внесенное в список Grade I.

Вдоль реки проложена пешеходная дорожка Sheaf Valley Walk, она ведёт от Грейнсвилль-скуэр через Миллхаусез-парк[en] и до территории парка Пик-Дистрикт[1][2].

До XVII века название «Sheaf» записывалось как «Scheth» или «Sheath». Английский исследователь Сидни Олдолл Эдди[en] считал, что это слово происходит от древнеанглийского слова «shed» (как в слове «water-shed», рус. водо-раздел) или «sheth», что означает «делить» или «отделять». Исторически Шиф с притоками Мирз-Брук и Лимб-Брук образует часть границы, разделявшей англосаксонские королевства Мерсия и Нортумбрия. Река с притоками и сейчас остаются границей между Йоркширом и Дербиширом. Город Шеффилд получил своё название от названия реки.

Воды, образующие Шиф, выходят серией потоков на гравелитовом хребте приблизительно в 10 километрах к юго-западу от центра города. Блэка-Дайк, Нидхемз-Дайк и Редкар-Брук сливаются в ручей Олд-Хэй. Ручей Тотли-Брук сначала сливается с Родмур-Брук, а затем с Олд-Хэем, после чего объединённые воды образуют Шиф[3]. Сразу после слияния реку пересекает железнодорожная линия Хоуп-Велли, которая затем соединяется с линией Мидленд-Мейн. Далее железная дорога пересекает реку в обратном направлении, ведя к железнодорожной станции Доур и Тотли, построенной в 1872 году на месте водяной мельницы Уолк-милл[4]. Железная дорога идёт по долине реки и пересекает её ещё 5 раз по пути до станции Шеффилд Мидленд.

От слияния ручьёв Редкар-Брук и Олд-Хэй до центра города перепад высот составляет 120 метров, и именно это послужило причиной использования вод реки для выработки энергии для различных производств начиная по меньшей мере с XVI века[3].