Школа Глазго


«Школа Глазго» (англ. Glasgow School) — объединение художниц и художников, возникшее в столице Шотландии, городе Глазго в 1900-х годах и составившее одно из важных стилевых течений в искусстве западноевропейского модерна.

Основатели группы, названные за общность эстетической программы и художественного стиля школой, составили «Группу четырёх» (The Group of Four), или просто «Четвёрку» (The Four), иногда иронично называемую «Школой призраков» (Spook School): архитектор Чарльз Ренни Макинтош (1868—1928), его жена Маргарет Макдональд (1864—1933), друг Макинтоша, художник Джеймс Герберт Макнейр (1868—1955) и его жена Фрэнсис Макдональд-Макнейр (1873—1921, сестра Маргарет). К «четвёрке» присоединилась Дж. Ньюбери, художница по тканям, преподавательница Школы искусств в Глазго, ректором которой был её муж Ф. Ньюбери[1].

Шотландские художники, по определению В. Г. Власова «сумели создать оригинальный стиль, основанный на строгих прямых линиях, значительно отличающийся от прихотливо изогнутых контуров „удара бича“ французского ар-нуво»[2].

Чарльз Макинтош был единственным в группе профессиональным архитектором, при этом он был выдающимся декоратором, проектировщиком интерьера и мебели, рисовальщиком и живописцем-акварелистом. В архитектурных проектах он опирался на традицию сальского шотландского жилища, так называемого «вернакулярного стиля» (лат. vernaculus — родной) и «баронского стиля» средневековых шотландских замков, примыкая тем самым к общеевропейскому движению неоромантизма[3].

В своих графических работах Макинтош близок течению символизма, он искусно стилизовал природные формы, но его индивидуальный стиль корреспондировал с геометрическим течением венского модерна школы О. Вагнера. Сёстры Макдональд, родившиеся и выросшие в Англии, приехали в Глазго со своими родителями в 1890 году, и в последующие годы учились в Школе искусств в Глазго. Двое мужчин, с другой стороны, выросли в Глазго и в это время посещали вечерние занятия в той же художественной школе. Независимо друг от друга, обе пары пробовали свои силы в схожих стилях росписи и декорирования бытовых изделий[4].

Их общим стилем стал сплав «геометрического стиля Глазго», ретроспективных элементов «кельтского возрождения» и японизмов. «Стиль Глазго» развивал рационалистические традиции английского искусства: мастерских Уильяма Морриса «Искусства и ремёсла» и так называемого «староанглийского стиля» в архитектуре сельской Англии. Но в русле эстетики модерна этот стиль оказывался совершенно оригинальным. Особенно знаменитыми стали стулья Чарльза Макинтоша с высокими решётчатыми спинками.