Квант (летняя школа)


Летняя школа «Квант» — проводимый в Республике Татарстан (РТ) лагерь для увлеченных учёбой и наукой старшеклассников. Школа была создана в 1972 году кандидатом физико-математических наук, доцентом Казанского федерального университета Валентиной Сочневой. В 2011 году праздновался 40-летний юбилей школы[1]. Изначально «Квант» планировался как физико-математическая школа, в 90-х годах добавились биология, философия, разговорный английский, экономика, информатика и психология. «Сначала это были юные математики и физики, но сегодня речь идет и о ребятах, проявивших себя в других науках»[2]. Ученики школы «Квант» — победители олимпиад, лауреаты конференций, воспитанники физматшкол и учащиеся «Малого университета»[3]. Ежегодно в Кванте учатся около 150 школьников, которым преподают как опытные педагоги, так и молодые аспиранты и студенты, таким образом, с момента основания через «Квант» прошло более 6000 школьников, которые успешно работают по всему миру[4].

Основная идея лагеря — сочетание серьезных занятий с отдыхом на природе, спортом и общением, взаимное духовное обогащение поколений[5]. В «Кванте» старшеклассник погружается в творческую и соревновательную атмосферу, не похожую на ту, что культивируется в традиционной общеобразовательной школе. У школьника формируется новый круг общения, углубляется интерес к науке и будущей профессии. Старшеклассники здесь работают и учатся не по принуждению, а потому, что им это нравится[6]. Попав однажды в «Квант», школьники стремятся попасть туда снова и снова, например, в качестве стажеров или вожатых[7][8]. В «период застоя» «Квант» был любим ещё и за то, что, в то время как в стране это было под неофициальным запретом, в нём проходили КВНы и пелись авторские песни. Школа «Квант», практически, не имеет аналогов в России и мире и существует, во многом, благодаря инициативе и круглогодичной работе организационной группы под руководством Сочневой.

Опыт «Кванта» серьезно исследуется учёными[9]. С точки зрения Ирины Сибгатуллиной, в «Кванте» реализуется метадисциплинарный подход к науке и образованию, насколько это возможно осуществить в условиях летней школы. Здесь исследовательская и олимпиадная деятельность интеллектуально увлеченных и одаренных старшеклассников, подготовка к этой деятельности и само образование школьников реально включены в жизненный уклад, в детско-взрослую общность. Реальный жизненный уклад детско-взрослой общности «Кванта» включает в себя компоненты мировоззрения, личные убеждения и идеалы, отношения с друзьями. Такая включенность школьника в реальный позитивный жизненный уклад поддерживает креативную развивающуюся научную деятельность в противоположность функционированию.[10]