Школа Фонтенбло


Школа Фонтенбло (фр. L'École de Fontainebleau) — условное название группы мастеров (живописцев, скульпторов, архитекторов, ювелиров), работавших во дворце Фонтенбло, условно объединяемых в школу, которая являлась главным центром искусства французского Ренессанса при короле Франциске I и его преемниках. В истории французского искусства различают две, разделённые периодом примерно в пятнадцать лет, эпохи. Деятели искусства первой эпохи французского Ренессанса были выходцами из Италии. Они объединяются именованием «Первая школа Фонтенбло». Мастера «Второй школы Фонтенбло», работавшие вплоть до начала XVII столетия, были, в основном, выходцами из Франции и Фландрии, представителями североевропейского маньеризма[1].

После вторжения Франции в Италию в период между 1494 и 1499 годами образцы произведений искусства, литературы и науки итальянского Возрождения оказались во Франции. В 1526 году, вернувшись из плена, Франциск I привёз из Италии большую группу итальянских художников для украшения дворца в Фонтенбло. Король стремился подкрепить свои притязания на роль просветителя и «победителя невежества» (vainqueur de l’Ignorance) в Европе строительством великолепного дворца, сравнимого с дворцами во Флоренции, Мантуе или Милане[2]. Его сестра Маргарита Наваррская, известная литературным произведением «Гептамерон», также способствовала созданию культурной атмосферы своего дворца, сначала в Блуа, а затем в Фонтенбло, приглашая ко двору поэтов музыкантов и художников. Джорджо Вазари писал, что французский король превратил свой замок в «Новый Рим». В Фонтенбло находилась самая большая во Франции того времени библиотека[3].

Король Франциск пригласил во Францию, наряду с учёными и писателями-гуманистами, известных итальянских художников, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело (который не откликнулся на приглашение короля), архитекторов Виньолу и Серлио. Леонардо провёл свои последние годы во Франции, в замках Амбуаз и Кло-Люсе. Столь знаменательный факт после кончины Леонардо в 1519 году послужил поводом для крылатой фразы: «Король художников умер на руках у короля Франции». Ключевыми оказались прибытия в 1531 году Россо Фьорентино («Рыжего флорентийца»), который работал в Фонтенбло в 1534—1536 годах, выполняя стукковые рельефы и росписи галереи Франциска в замке Фонтенбло, и Франческо Приматиччо в 1532 году, который создавал эскизы декоративной резьбы, росписей, мебели и ювелирных изделий. Приматиччо уже более не покидал Францию, не считая его короткой поездки в Италию по поручению короля. Ещё одним итальянцем прибывшим во Францию в 1552 году из Пармы был Никколо дель Аббате, которого король Генрих II пригласил по рекомендации Приматиччо.