Школа (в науке и искусстве)


Шко́ла — социальное явление, реализованное в форме организованной группы участников, сторонников определённой культурной, национальной, региональной традиции, учеников и последователей известного мастера либо института с определённой образовательной системой, идеологией, программой и предприятиями, развивающимися согласно принятому уставу, правилам и внутреннему распорядку[1]. Понятие школы в науке и искусстве многозначно и не укладывается в одну исчерпывающую формулировку. Поэтому в большинстве словарных и даже энциклопедических определений обычно смешиваются понятия разного содержательного уровня и организационных структур: идеологическое направление, художественное течение, организационная группа (например выставочная группа или временное объединение), «круг мастера», мастерская, артель и т. д. Например: «В анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей интеллектуального творчества — систематизирующая категория, обозначающая отдельные направления развития, представленные группами учёных, художников и т. п., взаимно близких по творческим принципам». Или: «Направление в науке, литературе, искусстве, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов»[2].

Одним из первых историков искусства, попытавшихся отделить понятие школы от других искусствоведческих категорий был итальянский коллекционер живописи Дж. Манчини в сочинении «Рассуждения о живописи» (Le Considerazioni sulla pittura, 1617—1621). В 1672 году Дж. П. Беллори, живописец и теоретик искусства классицизма, в книге «Жизнеописания современных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1672) придал понятиям «стиль» и «школа» качества эстетических категорий.

В современном понимании определение «художественная школа» имеет многоуровневую внутреннюю структуру. В школы художников объединяют по нескольким критериям:

• общности технических приемов обработки материала (ремесленные цехи, строительные артели и мастерские);

• близости манеры и техники к выдающемуся мастеру и работе его мастерской (понятия «мастерская», «круг мастера»);

В истории классического изобразительного искусства многоуровневость понятия школа позволяет говорить об итальянской, французской или английской школах живописи, одновременно имея ввиду венецианскую, флорентийскую, ломбардскую, авиньонскую, провансальскую, парижскую или виндзорскую школы. В истории древнерусского искусства известны киевская, или приднепровская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы архитектуры и соответствующие им школы иконописи и фрески.