Школы буддизма


Среди множества школ сохранились только школы направлений Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна (в соединении с Махаяной).

Кроме того, в китайском каноне содержатся уставы Винаи школ Сарвастивада, Муласарвастивада, Махищасака, Махасангхика[16], Кашьяпия, Самматия[17]

На китайский язык переведены также абхидхармические трактаты Дхармагуптаки[18] и Самматии[17]; в китайский канон вошли сутры Дхармагуптаки, Сарвастивады, Махасангхики и Кашьяпии[19]. Все тибетские и монгольские монахи следуют винае Муласарвастивады[20][21], известна была в Тибете и «Пратимокша-сутра» локоттарвадинов и экавьявахариков[1]. В тибетских монастырях изучается Абхидхарма-коша Васубандху, а в состав канона вошли сутры Муласарвастивады и в небольшом количестве — Тхеравады[22].

Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.

Махаяна сохранила очень старую «доканоническую» традицию Буддизма, которая в значительной степени, но не полностью, была исключена из канона Тхеравады[61]. Махаяна сохранила древние идеи от которых отказалась Тхеравада[62], такие как доктрина Трех Тел Будды, идея сознания (Виджняна) как континуума, а также почитание буддийского пантеона[63][64][note 1]. Элементы этого Доканонического Буддизма пережили канонизацию, последующую фильтрацию идей и возродились в Махаяне[63][65]. Традиции Тхеравады и Махаяны «различные, но одинаково надежные записи Доканонического Буддизма, который теперь утерян навсегда»[66].