Шлезингер, Морис


Мори́с Адо́льф Шлезингер (фр. Maurice Adolphe Schlesinger, нем. Moritz Adolph Schlesinger; 30 октября 1798, Берлин — 25 февраля 1871, Баден-Баден) — французский музыкальный издатель немецко-еврейского происхождения, владелец издательской фирмы и нотного магазина в Париже. Основатель журнала «Газетт мюзикаль», в котором печатались многие известные композиторы и музыкальные деятели. В его жену Элизу Шлезингер был влюблён молодой Гюстав Флобер, что позднее нашло отражение в его биографии и литературном творчестве. Послужил прототипом персонажей для произведений Флобера и И. С. Тургенева.

Родился 30 октября 1878 года в Берлине в еврейской семье Адольфа Мартина Шлезингера (1769—1838)[3], основателя музыкального издательства «Schlesinger’sche Buchhandlung» и издателя журнала «Berliner Allgemeine musikalische Zeitung». В 1815 году (по другим сведениям в 1819 году) переехал в Париж, где в 1821 году создал музыкальное издательство и открыл при нём нотный магазин[4].

Опубликовал клавиры нескольких опер В. А. Моцарта, полные французские издания фортепианных сочинений Л. Бетховена, К. М. Вебера, И. Н. Гуммеля. Также издал оперы Джакомо МейербераРоберт-Дьявол», «Гугеноты»), Ж. Ф. ГалевиЖидовка», «Буря», «Мушкетёры королевы»), Г. ДоницеттиФаворитка»), а также ряд произведений Гектора БерлиозаФантастическая симфония», «Римский карнавал»), Роберта Шумана, Жоржа Онсло и других. В 1826 здание фирмы по адресу ул. Ришельё, 97 сгорело, в огне были утрачены многие ценные музыкальные рукописи, среди которых были письма Бетховена[4][5].

С 1834 года издавал журнал «Газетт мюзикаль» (фр. Gazette musicale), который, по оценке музыковедов, сумел объединить «широкий круг музыкальных и литературных деятелей, поддерживавших передовые творческие искания в искусстве». В 1835 году был объединён с более консервативным «Ревю мюзикаль» (фр. Revue musicale)[6][7]. После этого журнал стал выходить под названием «Ревю и газетт мюзикаль де Пари» (фр. Revue et gazette musicale de Paris)[8]. Этот журнал существовал до 1880 года, здесь публиковали свои статьи, письма и заметки: Берлиоз, Рихард Вагнер, Ференц Лист, Жорж Санд, Генрих Гейне, Фридерик Шопен, Шуман и другие авторы[4]. В июле—августе 1837 года в журнале была опубликована повесть «Гамбара» Оноре де Бальзака, которая относится к произведениям писателя об искусстве и идейно близка к его повести «Неведомый шедевр», но только в ней идёт речь о музыке, а не о живописи[9].