Шма


Шма или Шема́ (др.-евр.שְׁמַע‏‎ — «слушай; внемли; пойми») — три отрывка из Торы о единственности Бога, любви к Нему, верности Его 613 заповедям. Заповедь Торы — чтение лишь одного стиха[1] — «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — Один»[2]. Шма занимает в еврейской духовной жизни центральное место.

Возможно, в Храме произносили Шма на утренней службе[6]. Вопреки талмудическому обычаю начинать день с вечера, храмовое служение осуществляли с утра, служение начинали с первыми лучами восходящего солнца[7] (в талмудический период постановили произносить Шма на утренней заре). Изначально произносили лишь единственный стих[8] — «Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь — один», остальные стихи добавлены позднее[9]. Чтение Шма вечером — поздний обычай, так как в Храме жертвоприношений вечером не было и Шма не читали[10]. Чтение начальных 2 заповедей из Декалога перед произнесением первого стиха Шма вошло в обычай в греческий период против языческого многобожия[11]. Шма знали наизусть, поэтому произносили все вместе в унисон[12]. Шма в иудаизме имеет такое же наивысшее значение, как символ веры в христианстве и шахада в исламе[13][14].

Мидраш понимает слово «Израиль» (в Шма) как обращение к Иакову (Втор. 2:35). В хасидизме выдвигается идея, что каждый еврей обращает к Израилю часть своей души. Буква аин в слове шма и буква далет в слове эхáд в свитке Торы пишутся крупнее других, вместе они образуют слово эд («свидетель»), то есть читая Шма, евреи подтверждают свой союз с Богом. Кроме того, согласно Вавилонскому Талмуду (трактат Брахот) букву далет в слове эхад при письме необходимо выделять, чтобы не получилось сходства с буквой реш и фраза адонáй эхáд («Господь — один») не заменилась на фразу адонáй ахэ́р («другой Господь»).

Общее число слов в Шма вместе с бару́х шем составляет 245. Чтец обычно повторяет два последних слова Шма, а также первое слово следующего благословения с тем, чтобы общее число слов достигло 248, что соответствует числу костей и жил в теле человека и числу позитивных заповедей Торы.

Текст Шма начинается с фразы шма Исраэ́ль («Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь — один» (Втор. 6:4)). Эти слова не являются молитвой в строгом смысле слова, так как в них не содержится ни прославления Всевышнего, ни просьб к Нему. Этими словами евреи провозглашают, что Господь, являющийся их Богом, будет признан единственным Богом.