Шмитт, Эрик-Эмманюэль


Эрик-Эмманюэль Шмитт (фр. Éric-Emmanuel Schmitt, 28 марта 1960 года, Сент-Фуа-ле-Лион) — французский и бельгийский писатель и драматург. Его пьесы были переведены и поставлены в более чем тридцати странах мира.

Шмитт окончил лицей в Лионе. Выпускник престижной Высшей нормальной школы в Париже, где получил степень доктора философии за работу «Дидро и метафизика». Затем преподавал философию в течение трёх лет в Шербуре и в Шамбери. Эрик-Эмманюэль вырос в интеллигентной семье (Отец был чемпионом Франции по французскому боксу, мать — по спортивной ходьбе. ) В последнем интервью газете «Культура» выразил своё отношение относительно религии: Я — верующий агностик. На вопрос, есть ли Бог, отвечаю: «Не знаю, но думаю, что да. Его существование невозможно доказать научным или рациональным путем, но оно постигается с помощью веры».

Свой первый сценарий Шмитт написал в 1991 году. «Ночь в Валони» была поставлена во Франции и за рубежом. Однако ещё большую популярность принёс ему второй спектакль «Посетитель[фр.]», основанный на диалоге Зигмунда Фрейда и бога, за который он был награждён премией Мольера в 1993 году.

Темы его произведений весьма разнообразны: «Золотой Джо» показывает циничный взгляд на финансовых акул, «Загадочные вариации» (главную роль в котором сыграл Ален Делон) рассказывают о двух мужчинах с разными взглядами на жизнь и на любовь, которые, как оказывается позже, влюблены в одну и ту же женщину. В исторической комедии «Распутник» Шмитт повествует о французском философе Дидро, иронически рисуя его предтечей сексуальной революции XX века. В 2000 году это произведение было в вольной форме экранизировано французским режиссёром Габриэлем Агийоном.

Мировые религии нашли богатое отражение в его творчестве, что ярко проявилось в «Цикле незримого» — четырёх повестях Шмитта:

Роман 2001 года «Другая судьба» вызвал бурную критику. В нём описываются два параллельных мира: в одном из них Адольф Гитлер успешно сдаёт вступительные экзамены в Венскую академию изобразительных искусств в 1908 году и не становится диктатором, а в другой Шмитт описывает реальное историческое развитие событий.