Шодкий, Людвиг Карлович


Людвиг Карлович Шодкий[1] (пол. Ludwig Karol Szodki; 1858/1860[2], Варшава — 19 октября 1935, Пятигорск)[3] — российский скульптор польского происхождения, работавший на благоустройство городов Кавказских Минеральных Вод (КМВ). Создатель символа КМВ — скульптуры Орёл со змеёй.

Родился в Варшаве в мещанской семье. После обучения в Краковском университете в 1875—1879 годах был вольнослушателем на скульптурном отделении Академии художеств в Санкт-Петербурге, будучи учеником известного скульптора М. М. Антокольского. Получив звание свободного художника, Шодкий вернулся в Варшаву, где работал под руководством знаменитых профессоров Фаустина Ценглера, Грушинского и Маркони. Но вскоре вернулся в Россию, поселился в Харькове, где принял участие в организации общества любителей изящных искусств, затем переехал в Ростов-на-Дону[2][3].

6 апреля 1900 года директором Вод назначается полковник Владимир Васильевич Хвощинский, который решает разбить на Горячей горе новый курортный парк, пригласив для этого садовников В. В. Уткина, А. Л. Зегера, архитекторов И. И. Байкова, А. Н. Клепинина и скульптора Л. К. Шодкого[2].

С 1890-х годов Шодкий выполнял заказы Управления КМВ и частных лиц в Пятигорске[3]. Он работал над скульптурами парка у горы Горячей (алебастровые вазы и светильники), делал бюсты для первого и второго памятников Лермонтова на месте дуэли. К 75-летию со дня рождения поэта, для музея-заповедника М. Ю. Лермонтова «Домик Лермонтова» Шодким создан бюст поэта в натуральную величину. На скульптуру ушло 10 пудов алебастра, пожертвованного одним из владельцев Лермонтовского известково-алебастрового завода в Пятигорске А. И. Федотовым[2].

По эскизу новочеркасского художника И. И. Крылова создал первого Орла со змеёй — один из символов курортного региона. Каменная скульптура изображала орла-беркута, клюющего ядовитую змею, и представляла аллегорию на победу здоровья над болезнью. В апреле 1901 года скульптура была водружена на пирамидальный пьедестал из каменной насыпи. Первые зрители разошлись во мнении о новой скульптуре — некоторым она показалась уродливой, однако со времени своего появления изображение Орла начало печататься на открытках, в книгах, журналах, газетах, постепенно заслужив право называться символом КМВ. В последующие годы после своего появления внешний облик Орла претерпел значительные изменения и сегодня представлен отлитым из металла[3][4][5].

С 1903 по 1935 годы он постоянно жил на улице Александровской, 13 (позднее ул. Дунаевского) и творил в своей мастерской (не сохранилась) в Казённом саду (ныне Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова) Пятигорска, преподавал лепку в художественных учебных заведениях[2][4].