Шпиковский, Николай Григорьевич


Никола́й Григо́рьевич Шпико́вский (25 августа 1897, Киев, Российская империя — 3 декабря 1977, Москва, СССР) — советский кинорежиссёр, сценарист, журналист. Работал как в игровом, так и в документальном кино.

Родился в 1897 году в Киеве. В 1917 году окончил юридический факультет Новороссийского университета. На протяжении последующих шести лет работал в области изучения организации труда.

С 1923 по 1925 год сотрудничал с редакциями «Кино-газеты» и журнала «Советский экран», где занимал пост заведующего редакцией. В 1924 году вышла его статья «Фильма-смеха-возбудитель» — по словам киноведа Ростислава Юренева, «едва ли не первая теоретическая статья о кинокомедии в советской прессе»[1]. В ней Шпиковский критиковал «идеологическое начало» в комичной (трюковой) картине (видимо, имея в виду «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», вышедшую незадолго до этого), сожалел, что сатира также не всегда смешна, и приходил к выводу, что необходимо использовать все доступные виды комедии. В той же статье он призвал к выпуску сатирического «Кино-крокодила».

Уже через год он на практике опробовал свои теории, поставив на пару с Всеволодом Пудовкиным короткометражку «Шахматная горячка» по собственному сценарию. Комедия была снята по мотивам прошедшего в Москве международного шахматного турнира, а в одной из ролей даже снялся чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка. Роль жениха стала первой крупной ролью Владимира Фогеля. В остальных ролях снялось целое созвездие известных актёров и режиссёров. Один из критиков того времени В. Перцов так отозвался о картине[2]:

«Шахматная горячка» стоит на уровне тех фильм, которые вызывают смех, так сказать, в чистом виде. Она принципиально поверхостна, социально и психологически абстрактна, не стремится дать какое бы то ни было объяснение «горячке», она принимает её как факт. Эта фильма даёт ничем не осложнённый «смех сквозь смех».

Огромный успех картины способствовал росту популярности шахмат в СССР и появлению специфической моды в одежде. Вот как описывает эффект от фильма известный шахматный литератор Евгений Гик[3]: