Штанга (снаряд)


Шта́нга (от нем. Stange — «стержень, прут») — спортивный снаряд для поднятия веса в тяжёлой атлетике и пауэрлифтинге.

Гриф разборной штанги имеет на концах втулки для закрепления нагрузки, состоящей из дисков различной массы (блинов) и замков.

В древнем Египте воины поднимали железные и каменные балки для развития силы. Древние греки изготавливали гантели. Солдаты средневековой Англии (XIV—XV вв.) соревновались в поднятии железных балок. Летопись конца XVI в. описывает палку с прикреплёнными к концам свинцовыми грузилами — первое упоминание штанги переменного веса. Шаровые штанги всегда имели гриф длиной 1 м[1]. В литературе описано изготовление гантели: «Литые чечевицеобразные шары надеваются на небольшой железный ствол и крепятся к нему небольшим шипом. Ствол расклёпывается и обёртывается кожей». Аналогично делалась штанга.

Разборная штанга появилась в Германии в середине XIX в. Начиная с Олимпийских Игр 1896 на соревнованиях применяется только разборная штанга. Своеобразное место занимает ось Аполлона — ось вагонетки диаметром 50 мм и весом 165 кг, названная по прозвищу Луи Юни[англ.] (Франция), ежедневно поднимавшего её на подмостках. Главная трудность — ось не проворачивалась. Только через 30 лет её смог поднять олимпийский чемпион Олимпийских Игр 1924 года Шарль Ригуло (Франция)[2]. Штангу с проворачивающимся грифом изобрёл немецкий инженер Берг в начале XX в. Впервые на соревнованиях — на Чемпионате Европы 1929 г. Позднее на всех основных международных соревнованиях применяется штанга с обрезиненными дисками.

«Отец русской атлетики» В. Ф. Краевский создал разборную штангу оригинальной конструкции, с тремя отметками: одна в центре грифа для подъёма одной рукой, и две по краям; и дисками 2—10 фунтов. Начиная с Чемпионата России 1897, она применялась на соревнованиях. Позднее её улучшили до революции С. Д. Дмитриев (Москва) и в советское время Ян Спарре (Москва) и Н. И. Кошелев (Ленинград).

Гриф олимпийской штанги: масса — 20 кг, длина — 2,2 м, диаметр — 28 мм, посадочные втулки на концах грифа, на которые надеваются диски, диаметром 50 мм. Втулки установлены на подшипниках и могут вращаться независимо от грифа и друг от друга.