Штейбен, Карл Карлович


Барон (с 1831) Карл Вильге́льм фон Ште́йбен (Карл Ка́рлович Ште́йбен; Шарль Огю́ст де Ште́йбен), Сте́йбен[1], Што́йбен[2] (нем. Carl Wilhelm von Steuben, фр. Charles de Steuben; 19 апреля 1788Бауэрбах, герцогство Саксен-Мейнинген, Священная Римская империя21 ноября 1856, Париж, Вторая Французская империя) — французский живописец немецкого происхождения, представитель романтического историзма, автор исторических сцен и портретов. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1833).

Сын вюртембергского офицера. В детстве переселился в Россию вместе со своим отцом, принятым в русскую службу, и некоторое время посещал Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. Затем был пажом при великой княгине Марии Павловне в Веймаре. Отсюда, при помощи своих покровителей, отправился в Париж и поступил в ученики к знаменитому художнику Давиду, но вскоре перешел от него в мастерскую Робера Лефевра[3] и затем работал под руководством Франсуа Жерара.

Первая же картина Штейбена, выставленная в парижском салоне 1812 года, «Петр Великий в бурю на Ладожском озере», произвела большое впечатление на публику и была приобретена Наполеоном I (позднее попала в амьенский музей). После реставрации во Франции династии Бурбонов король Людовик XVIII приказал воспроизвести картину Штейбена в гобеленовом ковре, который послал в подарок императору Александру I (в начале XX века гобелен находился в Большом Петергофском дворце).

Приобретя таким образом известность, Штейбен поддерживал и усиливал её дальнейшими своими работами в историческом, жанровом и портретном роде.

В 1831 года король Луи Филипп I, ввиду таланта и заслуг Штейбена, пожаловал ему баронское достоинство. В том же году он был сделан профессором рисования в парижском политехническом училище.

В 1833 года Императорская Академия художеств присудила Штейбену звание почетного вольного общника. В 1843 году он был вызван в Петербург для исполнения семи образов, заказанных ему для Исаакиевского собора. Кроме этих образов, вставленных в ниши внутренних столбов и пилястр собора («Рождество Иоанна Предтечи», «Св. Иоаким и Анна», «Рождество Богородицы», «Вход во Иерусалим», «Распятие», «Воскресение Христово» и «Взятие Богоматери на небо»), Штейбен написал в Санкт-Петербурге большую картину «Смерть генерала Моро в лейпцигской битве» и несколько прекрасных портретов: Гарфункля, В. А. Кокорева, Мамонтова, актера В. В. Самойлова (находился в музее Академии художеств, ныне в Русском музее)[4] и других, менее известных лиц).