Штурмовая авиация


Штурмовая авиация — один из родов фронтовой авиации военно-воздушных сил государства, предназначенный для поддержки наземных войск. Используется для уничтожения противника на поле боя и нанесения бомбово-штурмовых ударов по наземным объектам в ближайшей глубине обороны противника. В основном, действует на малой высоте или на бреющем полёте. В качестве штурмовиков используются самолёты или вертолёты.

Понятие «штурмовая авиация» в отечественных[каких?] ВВС появилось задолго до создания первого специализированного самолёта-штурмовика. Это произошло в 1927 году, когда было утверждено «Наставление штурмовой авиации» и созданы четыре штурмовые авиаэскадрильи, в 1928 году объединённые в 114-ю штурмовую авиационную бригаду (Гомель). В 1932 году её командиром стал А. А. Туржанский, много сделавший для разработки тактики штурмовой авиации. Под штурмовой авиацией тогда понимали самолёты, действующие против наземных целей бомбометанием и стрельбой с пикирования. До появления специализированных штурмовиков их роль выполняли Р-1, Р-5. Но опыт боевых действий в Испании и других военных конфликтов конца 1930-х годов показал, что без создания специализированного самолёта штурмовая авиация не решает всё усложняющихся боевых задач. Закономерным итогом стало появление такого самолёта, которым стал Ил-2, начавший поступать в войска в марте 1941 года.[1]

К началу Великой Отечественной войны (1941—1945) авиация военных округов состояла из отдельных бомбардировочных, истребительных, смешанных (штурмовых) авиационных дивизий и отдельных разведывательных авиационных полков. Осенью 1942 года авиационные полки всех родов авиации имели по 32 самолёта, летом 1943 года количество самолётов в полках штурмовой и истребительной авиации было увеличено до 40 самолётов.

Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1956 года в составе советских ВВС была упразднена штурмовая авиация, полностью уступив место истребительно-бомбардировочной.

Новая военная доктрина, учитывавшая возможность применения тактического ядерного оружия, по иному рассматривала функции ВВС над полем боя. По мнению тогдашних военных специалистов, основные силы должны были быть направлены для ударов по объектам, расположенным за пределами досягаемости огня сухопутных войск, штурмовик же предназначался прежде всего для действий на передовой.