Шумеры


Шуме́ры (самоназвание: шум. sag-gig-ga — «черноголовые») — древнее население Южной Месопотамии (современный Ирак[комм. 1]), говорившее на шумерском языке. С ними традиционно связывается возникновение цивилизации, появление письменности, первых городов и государств Древней Месопотамии.

Название «шумер» образовано от области Шумер («люди Шумера») и было введено исследователями середины XIX века для обозначения древнего несемитского населения Месопотамии; язык этого населения также получил название шумерского. Сами шумеры так себя не называли и заметно не отделяли от другого местного населения — семитоязычных аккадцев; оба народа имели единое самоназвание — «черноголовые» (шум. sag-gig-ga, аккад. ṣalmat qaqqadim), что в широком смысле означает «люди».

То, что шумеры существовали, было установлено в середине XIX века в процессе исследования аккадской (вавилоно-ассирийской) клинописи[2][3]. Внимание исследователей привлекали странные, нечитаемые места в вавилоно-ассирийских текстах, которые некоторые исследователи (Ж. Галеви) считали жреческой тайнописью[4][5], а другие (Э. Хинкс, Г. Роулинсон) — надписями на неизвестном и несемитском языке[6]. Носителей этого языка тогда обозначали разными именами — «халдеи» (У. К. Лофтус)[7], «вавилонские скифы» (Г. Роулинсон)[8], и, особенно часто, — «аккадцы» (Г. Роулинсон)[8]. Лишь в 1869 году Юлиус Опперт, опираясь на древний титул вавилонских царей — «царь Шумера и Аккада» (аккад. šar Šumeri u Akkadî), предложил именовать древнейшее несемитское население Месопотамии «шумерами», а их язык — «шумерским»[8][9]. Раскопки Эрнеста де Сарзека в конце 1870-х годов в Гирсу (Телло) осуществили археологическое открытие шумерской цивилизации[10]. Находки двуязычных словарей на глиняных табличках позволили начать дешифровку шумерских надписей; в начале XX века Франсуа Тюро-Данжен создал современную систему транслитерации клинописи; возникли первые труды по шумерской грамматике — работы Пёбеля (1923) и Даймеля (1924). Одновременно археологи раскопали важнейшие города шумерской цивилизации — Ур (Л. Вулли), Урук (Ю. Йордан, А. Нёлдеке и др.), Киш (С. Лэнгдон), Эреду (Ф. Сафар, С. Ллойд) и др.; при этом И. Гельб предложил не включать в рамки шумерской культуры земли северной части Южной Месопотамии (вокруг Киша), выделяя их как особую семитскую цивилизацию Киша (названную по её важнейшему городу). В середине XX века были написаны фундаментальные труды А. Фалькенштейна и В. Кристиана по шумерскому языку. Обобщение шумерской лексики завершилось лишь в начале XXI века с изданием «Пенсильванского словаря шумерского языка».