Иволга (электропоезд)


ЭГ2Тв / ЭГЭ2Тв «Иволга» — семейство электропоездов, предназначенных для внутригородских и пригородных пассажирских перевозок, выпускаемых Трансмашхолдингом на Тверском вагоностроительном заводе.

Электропоезда серии ЭГ2Тв (Электропоезд Городской, 2-й тип, Тверской) имеют конструкционную скорость 120 км/ч и включают в себя «Иволгу» базовой модификации, а также «Иволгу 1.0» и «Иволгу 2.0». Электропоезда серии ЭГЭ2Тв (Электропоезд Городской Экспресс, 2-й тип, Тверской) имеют конструкционную скорость 160 км/ч и включают в себя модификации «Иволга 3.0» и «Иволга 4.0».

Согласно заключённого в 2022 году контракта, стоимость одного 11-вагонного состава «Иволга 3.0» (включая сервисное обслуживание и внеплановый ремонт в течение 40 лет) составляет 4,15 млрд рублей[1].

Преимущества асинхронных ТЭД (АТЭД) над коллекторными (относительная простота и надёжность) послужили основанием для использования их как в электровозах, так и в моторных вагонах. Попытки внедрить асинхронный привод на электропоездах принимались ещё в Советском Союзе. Рижским вагоностроительным заводом в 1970 году был выпущен восьмивагонный поезд ЭР9А-306, на котором были установлены АТЭД разработки Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (ВНИИЭМ) и преобразовательные установки Таллиннского электротехнического завода. Однако сложность преобразователей, необходимость параллельной работы многих тяговых двигателей не позволили пустить электропоезд в нормальную эксплуатацию)[2].

Первый отечественный состав этой категории — ЭТ2А — был построен Торжокским вагоностроительным заводом (ТорВЗ), но ненадёжность приводов первого российского пригородного поезда с асинхронными ТЭД (АТЭД) привела к невозможности его использования. В итоге серийное производство не было начато, а опытные вагоны было решено разоборудовать[3][4].

Второй поезд подобного типа был выпущен на Демиховском Машиностроительном заводе под названием ЭД6. На этом поезде был применён тяговый привод фирмы Hitachi. Из-за проблем с новыми тележками моторных вагонов и трудностями стыковки аппаратуры разных производителей поезд в серию не пошёл[3][5]. ОАО «РЖД» передало все шесть оставшихся вагонов Омскому государственному университету путей сообщения (ОмГУПС). Из них два вагона остались на площадке ОмГУПСа, один вагон ВУЗ передал железнодорожному техникуму в том же Омске, а ещё три – в филиал ОмГУПС Тайгинский институт железнодорожного транспорта (ТИЖТ)[6].