Эвдемонизм


Эвдемони́зм (др.-греч. εὐδαιμονία — процветание, блаженство, счастье) или Эвдемόния — это слово может означать состояние человека, и переводиться как «пребывание в хорошем состоянии духа», или «счастье», «благополучие». Также представляет собой этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Эвдемония представляет собой цель практической разумной философии, а также этики и политической философии: как представить и испытать состояние эвдемонии, а также разобраться, как оно может быть достигнуто[источник не указан 119 дней].

Обсуждение взаимосвязей между ēthikē aretē (силы характера) и эвдемонии (счастья) составляло собой одну из центральных тем древней этики, и вместе с тем предметом разногласия. В результате существует множество вариаций эвдемонизма.

Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье. По словам Аристотеля, учение которого относят к эвдемонизму, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого»[1]. В работах Аристотеля эвдемония признавалась наивысшей добродетелью и была словом, заимствованным из более древней греческой традиции. Это центральный концепт в этике Аристотеля и последующей эллинистической философии, наряду с терминами aretē (что значит «достоинство» или «высокое качество») и фронезис («практическая или этическая мудрость»)[источник не указан 119 дней].

Среди средневековых мыслителей эвдемонизм был свойственен учению Фомы Аквинского и сводился к утверждению, что наивысшее счастье заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни.

Представители гедонистического направления в эвдемонизме, к которым относят Гассенди, Ламетри, Вольтера, Гольбаха, отождествляли счастье и удовольствие. Однако, в отличие от гедонизма, удовольствие тут ставится в прямую зависимость от добродетелей человека. Согласно Эпикуру, высшим родом удовольствий являются не низменные физические удовольствия, а утончённые духовные. Счастлив тот, кто достиг состояния полной безмятежности или атараксии.