Эволюционизм


Эволюцио́нное уче́ние[1][2][3][4][5][6][7][8] (также эволюцио́нная тео́рия[9][10], тео́рия эволю́ции[11], эволю́ция[12], эволюционистика)  — наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов[13][14].

Эволюционное учение является системой идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. С тех пор было накоплено огромное число научных фактов, подтверждающих эволюцию. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) это комплекс представлений об эволюционном процессе, который сложился в биологии в 1930–50-х годы XX века[14]. Синтетическая теория эволюции стала развитием теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции объясняет механизмы эволюции и является общепринятой в науке[15]. СТЭ позволяет объяснить связь субстрата эволюции (гены) и механизма эволюции (естественный отбор).

В большинстве русскоязычных энциклопедических изданий (Энциклопедический словарь Гранат, первое и второе издание Большой советской энциклопедии, три издания Большой медицинской энциклопедии, Советский энциклопедический словарь, Биологический энциклопедический словарь, Большой энциклопедический словарь, Большая российская энциклопедия) эволюционное учение рассматривается как комплекс знаний об историческом развитии внутри живой природы. Исключение составляет статья А. С. Северцова в третьем издании Большой советской энциклопедии. Северцов считал, что к эволюционному учению относятся концепции происхождения жизни.

Идея изменения организмов с течением времени впервые встречается у греческих философов-досократиков. Представитель милетской школы Анаксимандр считал, что все животные произошли из воды, после чего вышли на сушу. Человек, по его представлениям, зародился в теле рыбы[16]. У Эмпедокла можно найти идеи гомологии и выживания наиболее приспособленных[17]. Демокрит считал, что наземные животные произошли от земноводных, а те, в свою очередь, самозародились в илу[18]. В отличие от этих материалистических взглядов, Аристотель считал все природные вещи несовершенными проявлениями различных постоянных естественных возможностей, известных как «формы», «идеи» или (в латинской транскрипции) «виды» (лат. species)[19][20]. Однако Аристотель не постулировал того, что реальные типы животных являются точными копиями метафизических форм, и приводил примеры, как могут образовываться новые формы живых существ[21].