Эгидий Римский


Эги́дий Ри́мский, Эджи́дио Коло́нна, (лат. Aegidius Romanus; фр. произн. Жиль де Ром; лат. Aegidius a Columnis) (1246/1247 — 1316) — видный философ и теолог латинского Средневековья; епископ Буржа.

Получил образование в Парижском университете, где слушал Фому Аквинского, затем стал магистром университета и преподавал там с 1285 по 1291 год.

С 1292 по 1295 год был генералом (главой) ордена августинцев-еремитов и с 1295 года епископом Буржа. Его перу принадлежат философские трактаты, комментарии к Аристотелю, к «Сентенциям» Петра Ломбардского. Известен как церковный писатель, выступал за превосходство духовной власти над светской, поддерживал теократические притязания Бонифация VIII.

Наибольшую славу ему принес трактат «О правлении государей» (лат. De regimine principum). Работа появилась в переломный для средневекового мировоззрения период, когда разгорелась борьба в философии вокруг естественнонаучных работ Аристотеля. В 1270 и 1277 годах парижские аверроисты подверглись осуждению. В 1277 году вместе с тезисами аверроистов были осуждены и тезисы их противника — Фомы Аквинского.

Эгидий Римский активно защищал идеи Фомы и был вынужден покинуть Париж. Вероятно, в это время увидел свет трактат «О правлении государей», который был издан незадолго до смерти французского короля Филиппа III и посвящался будущему королю Филиппу IV Красивому. Трактат — это наставление государя в добром правлении, что предполагает его умение управлять собой, своей семьёй и государством; является типично схоластическим сочинением с чёткой структурой, развитой системой логического доказательства, основанной на аристотелевом силлогизме.

Аристотель для Эгидия Римского — главный авторитет, к его работам («Никомахова этика», «Политика», «Риторика») он обращался неоднократно. Педагогические идеи Эгидия Римского — это новый уровень размышлений на темы воспитания, отличный от идей Гуго Сен-Викторского и Винсента из Бове. Круг вопросов достаточно широк: во второй книге трактата говорится о роли родителей в воспитании детей, о любви родителей к детям и заботе о них, о целях воспитания, о программе образования, об условиях успешного обучения, об учителе и его качествах, о греховных склонностях и должном поведении детей, об их отдыхе, одежде, об обществе друзей, о возрастных периодах детей, особенностях их образования и воспитания в этих периодах.