Эгоцентризм


Эгоцентри́зм[1] (от др.-греч. ἐγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — особая познавательная позиция, характеризующаяся неспособностью к координированию различных точек зрения, что является качественным своеобразием мышления ребёнка.

В другом источнике указано что Эгоцентризм это философское и нравственное умонастроение, полагающее свое собственное индивидуальное «я» в центре всего мироздания[1]. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте от двух — трёх до 11 — 12 лет[2]. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте. Может обостряться в результате возрастных изменений в центральной нервной системе (ЦНС), или как последствие некоторых неврологических заболеваний.

Жан Пиаже выделял три этапа развития мышления: аутистическое (0 — три года), эгоцентрическое (три — 12 лет), социализированное (от 12 лет). Эгоцентрическое мышление является переходным между ненаправленным на действительность аутистическим мышлением и направленным на действительность социализированным мышлением. Эгоцентрическое мышление выражается в эгоцентрической речи, которая характеризуется ненаправленностью на собеседника, неполнотой.

Эгоцентрическое мышление Пиаже разделял на две фазы: в первой фазе (три — 7 — 8 лет) принцип удовольствия (принцип аутистического мышления) и принцип реальности (принцип социализированного мышления) соположены, но не иерархизированы, на данной фазе фактором развития мышления является принуждение со стороны взрослого, эгоцентризм присутствует в действиях, мышлении и речи ребенка; во вторую фазу (7 — 8 — 12 лет) эгоцентризм начинает вытесняться под действием кооперации со сверстниками. Преодоление эгоцентризма (децентрация) происходит в результате общения со сверстниками, отношения сотрудничества, кооперация подразумевает координацию точек зрения, что и приводит к переходу к мышлению социализированному.

Таким образом, к 11 — 12 годам эгоцентризм и эгоцентрическая речь «отмирают», эгоцентрическое мышление заменяется социализированным[2].

Жан Пиаже в своих книгах описывает несколько проведённых им экспериментов, демонстрирующих детский эгоцентризм. Например: