Мейбридж, Эдвард


Эдвард Мейбридж (англ. Eadweard Muybridge; 9 апреля 1830, Кингстон-на-Темзе — 8 мая 1904, Кингстон-на-Темзе) — английский и американский художник[4] и фотограф. Один из создателей хронофотографии, который впервые в истории начал применять несколько фотоаппаратов одновременно. Изобретатель зоопраксископа — устройства для проецирования фильмов, которое существовало до появления целлулоидной плёнки. Получил первую в истории серию мгновенных фотографий и использовал их для того, чтобы рассмотреть движение живых существ[4].

Эдвард Мейбридж занимался изучением движения в общем и движения животных в частности, вопросами его фиксации и отображения. В своих исследованиях он пришел к экспериментам с пофазовым фотографированием бега коней, которые проводились в 1872−1878 годах. Известен благодаря использованию сразу нескольких фотокамер одновременно, на чём был основан ряд его экспериментов.

Финальным толчком к разработке Мейбриджем специального аппарата, который демонстрировал движение в динамике с помощью значительного числа отдельных снимков, был эксперимент, осуществлённый в 1877 году в Калифорнии (США). Первоначально он не носил научный характер, а был всего лишь попыткой разрешить спор между губернатором Лилендом Стенфордом, который утверждал, что конь, бегущий галопом, во время бега отрывает все ноги от земли, и двумя его оппонентами Джеймсом Кейном и Фредериком Маккреллишем, которые настаивали на том, что хотя бы одна нога коня при беге никогда не отрывается от земли[5][6]. Для разрешения спора Стэнфорд построил на своей ферме Пало Альто специальный участок — «фотодром», и нанял Мейбриджа, известного своими фоторепортажами из Антарктики. С одной стороны бегового трека была установлена длинная белая стена, а с другой — 12 кабин с фотоаппаратами, затворы которых были соединены с нитями, протянутыми поперёк дорожки для лошадей[7]. Чёрные лошади, хорошо видимые на белом фоне, бежали по треку, задевая нити. Затворы камер поочередно срабатывали, фиксируя отдельные фазы бега. Наиболее известным результатом эксперимента стала серия снимков «Салли Гарднер в галопе».

Это стало первым успешным опытом хронофотографии — прототипом того, что спустя двадцать лет братья Люмьер назовут кинематографом. Снимки позволили разрешить спор, поскольку были отсняты промежуточные фазы, на которых чётко видно, что во время скачки животного на доли секунды оно отрывает от земли все четыре ноги[6]. В дальнейшем Мейбридж усовершенствовал технологию, получая от каждого пробега 24 снимка с 24 фотоаппаратов.

Оригинальная идея Эдварда Мейбриджа нашла своё применение в спорте: с помощью фотофиниша и сейчас определяют победителя скачек.