Эдем


Эде́м, или Еде́м[1] (др.-евр.עדן‏‎, Eden; Э́ден[2]) — райский сад в древнееврейских религиозных текстах[3], место первоначального обитания Адама и Евы до грехопадения. В еврейских религиозных текстах (Мишна)[4], а также в других религиях Эдем это ещё и загробный мир, в который возвращаются праведники после своей смерти, в отличие от ада, в который попадают грешники.

Как подчёркивал религиовед Мирча Элиаде, слово «Эдем» израэлиты сближали со словом е’den — «наслаждение». Географическое местоположение Эдема описано в Книге Бытия как источник четырёх притоков рек и трактуется различными местами, такими как Армянское нагорье (около истоков рек Тигр и Евфрат)[5], Месопотамия (Вавилония)[6][7], Индия[8][9].

Подобно повествованию о потопе в Книге Бытия, повествованию о сотворении мира и рассказу о Вавилонской башне, история Эдема перекликается с месопотамским мифом о царе как о первобытном человеке, помещённом в божественный сад для охраны древа жизни[10]. Книга Бытия изображает Адама и Еву гуляющими обнажёнными по Эдемскому саду из-за их безгрешности[11].

Согласно книге Бытия, Эдем располагался «на востоке» (Быт. 2:8).

Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассирией. Четвёртая река Евфрат (Прат )

Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны (в то же время Быт. 3:22 указывает, что бессмертие было им доступно в виде Дерева жизни) и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего утратили доступ к Дереву жизни и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Херувима с пламенным мечом (Быт. 3:24).