Ван Эйк, Ян


Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, Маасейк — 1441, Брюгге) — ранненидерландский художник-новатор эпохи Северного Возрождения, дипломат, мастер портрета, автор более ста картин на религиозные сюжеты. Младший брат художника и своего учителя Губерта ван Эйка (1370—1426).

Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в городе Маасейке Льежской епархии в Северных Нидерландах. Учился у старшего брата Губерта и работал с ним до 1426 года. Начал самостоятельную деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. Впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III[3].

С 1425 года ван Эйк становится придворным герцога Бургундии Филиппа Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работу. 19 мая 1425 года датирован документ, из которого следует, что художник принят на службу к герцогу в качестве камердинера «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами, выгодами и жалованием…в 100 парижских ливров в год». В 1435 году герцог распорядился повысить жалование художнику до 360 ливров в год[4].

В 1427—1428 годах в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, а затем в Португалию в числе тех, кто должен был договориться о свадьбе Филиппа Доброго и португальской принцессы. Ван Эйку было поручено написать портрет невесты. Было сделано два портрета. Оба были отправлены герцогу вместе с проектом брачного договора. Один был отправлен сушей, другой морем. До нашего времени портреты не сохранились.[4]

В 1427 году посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией живописцев. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его картины. Работал в Лилле и Генте. В 1431 году приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Существует легенда, изложенная Джорджо Вазари как достоверный факт, о том, что Ян ван Эйк является изобретателем техники масляной живописи. На самом деле такая техника была известна много ранее и использовалась, в частности, для раскраски деревянных алтарных скульптур и рельефов, братья ван Эйки, вероятнее, лишь усовершенствовали эту технику с помощью лессировок[5]. Эта техника стала традиционной для Нидерландов, в XV веке распространилась в искусстве Германии, Франции, а затем в Италии.