Эйстетвод


Эйстетвод[1][2] (валл. Eisteddfod; произн.о файле)[3] — валлийские музыкально-литературные фестивали с элементами соревнования. Истоки эйстетводов находятся в традиции средневековых бардовских встреч, существовавшей по крайней мере с VII века нашей эры[4].

С 1880 года проводится ежегодный «Национальный эйстетвод»[англ.] (в Южном и Северном Уэльсе попеременно), с 1947 года в Лланголлене проходит «Международный эйстетвод»[англ.][3][4].

Слово «эйстетвод» происходит от глагола «сидеть» (валл. eistedd), оно появилось в XVIII веке, однако тогда означало «жилище»; первое использование в значении «собрание поэтов и музыкантов» датируется 1523 годом[5][6]. Первое документально известное празднество такого типа было организовано Рис ап Грифидом в 1176 году в замке Кардиган[7], оно имело некоторое сходство с современными эйстетводами, в частности — награждение стульями (вернее, небольшими серебряными стульчиками)[5][8]. Другой знаменитый предшественник эйстетводов — фестиваль Грифита ап Николаса[валл.], проведённый в Кармартене около 1450 года[6]. В 1567 году Елизавета I санкционировала проведение фестиваля бардов в Кайрвисе[англ.][5]. На этих эйстетводах барды соревновались с поэтами, а арфисты — с игроками на кроте[6].

При Тюдорах барды потеряли свой высокий социальный статус. В XVII веке не было устроено ни одного эйстетвода, хотя в последней четверти века появилось Общество «Гвинетигион»[англ.]. В XVII веке в валлийских тавернах проводили аналогичные эйстетводам соревнования, сопровождавшиеся обильным употреблением спиртного[9], однако именно «Гвинетигион» организовал в 1789 году серию соревнований по всему Северному Уэльсу, от которой отсчитывают историю современных эйстетводов[5][10].

Примерно в то же время валлийский общественный деятель Иоло Моргануг основал общество «Трон бардов Британии»[англ.], которое стало активно вовлечено в организацию эйстетводов, начиная с 1819 года[10].

По традиции тема соревнования должна была храниться в секрете от конкурсантов, что было нарушено в майском соревновании в Коруэне: организатор, Томас Джонс Коруэнский, сообщил её знаменитому поэту Гуаллтеру Мехайну[англ.], и он выиграл соревнование на лучшее спонтанное стихотворение[11]. «Гвинетигион» выбрал жюри и тему сентябрьского соревнования в Бале[англ.], ей стало «размышление о человеческой жизни»[12]. Руководитель «Гвинетигиона», Оуайн Мивир[англ.], снова сообщил Гуаллтеру Мехайну предпочтения жюри в отношении аудлов[англ.]. Ожидаемая в таких условиях победа Гуаллтера вызвала негодование остальных бардов, многие из которых покинули церемонию награждения, в том числе знаменитый поэт Тум ор Нант[англ.][13]. Поэт и путешественник Дэвид Самуэлл[англ.] в знак поддержки вручил Туму поощрительный приз — серебряное перо[14].