Экзамен


Экза́мен (лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание) — итоговая форма оценки знаний[1]. В учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий[1].

Экзамены бывают разными: институтскими, школьными, экзамен в Госавтоинспекци, online-экзамен, государственный экзамен (ОГЭ, ЕГЭ, ГИА) и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями.

Существуют различные формы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устной и письменной форме. По своим целям экзамены делятся на школьные и государственные. Существуют следующие виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебное заведение.

Сложившись ещё в эпоху петровских преобразований, система школьных экзаменов в России претерпела ряд изменений и не один раз реформировалась. Система школьных экзаменов, получившая наибольшее развитие в XIX веке, вызвала в начале XX века резкий протест со стороны ряда педагогов, указывавших на то, что она приучает к механической зубрёжке в ущерб пониманию и активности учащегося, что в ней много зависит от случайности и т. п. «Не для знания, для экзамена учимся» — поговаривали в то время. В связи с этим были попытки несколько изменить систему экзаменационных испытаний, однако грянула Февральская революция 1917 года, а вслед за ней и Октябрьская. Начались социалистические преобразования, которые не обошли стороной и систему народного образования.

После Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены. Однако недостаток систематических знаний у оканчивающих школу заставил восстановить систему периодической проверки знаний учащихся в СССР.

По этому поводу 5 сентября 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКПб «О начальной и средней школе». В 1932 году появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. В том же году были введены обязательные приёмные испытания по главным общеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения.