Экипажная часть локомотива


Экипажная часть локомотива (экипаж локомотива) — часть конструкции тяговой железнодорожной единицы (локомотива), обеспечивающая её движение в рельсовой колее, представляет собой повозку с колёсными парами, в которой располагается необходимое энергетическое и вспомогательное оборудование.[1] Экипажная часть является основой локомотива, непосредственно обеспечивающей движение.

К экипажной части предъявляется ряд обязательных конструктивных требований и условий содержания при эксплуатации, к которым относятся:

В рамных экипажных частях колёсные пары (или группы колёсных пар) закреплены в главной раме локомотива. Такой экипаж характерен в основном для паровозов, а также некоторых тепловозов и электровозов, преимущественно маневровых (например ТГМ23). Кроме главной рамы в экипаж паровоза входят ведущие и сцепные колёсные пары, связанные между собой системой дышел, поддерживающие и бегунковые колёсные пары с системой возвращающих устройств, узел рессорного подвешивания и будка машиниста. Энергетическое оборудование (паровой котёл и паровая машина) размещается на главной раме. Сила тяги локомотива в этом случае реализуется ведущей колёсной парой, непосредственно связанной с паровой машиной, и сцепными колёсными парами, соединёнными с ведущей колёсной парой дышлами. Бегунковые колёсные пары являются направляющими и обеспечивают вписывание экипажа в криволинейные участки пути. Поддерживающие колёсные пары воспринимают часть сцепного веса локомотива, разгружая тем самым основные, движущие колёсные пары.

Отличием тележечных экипажей, характерных для подавляющего большинства тепловозов и электровозов, является передача веса от главной рамы (кузова) на колёсные пары, через рамы локомотивных тележек. Связь кузова с тележками в вертикальной плоскости может быть жёсткой (при одноступенчатом рессорном подвешивании) или упругой (при двухступенчатом рессорном подвешивании). В горизонтальной плоскости связь выполняется жёстко-шарнирной, допускающей не только угловой поворот тележки относительно кузова, или упругой с возможными перемещениями в поперечном направлении, но и воспринимать вертикальные нагрузки от кузова. Сила тяги от тележек на кузов передаётся через шкворень или систему тяг. Колёсные пары закрепляются в рамах тележек.