Экономика участия


Экономика участия, или соучастная экономика[1] (англ. participatory economics, parecon), — одна из форм социалистической децентрализованной плановой экономики, предложенная экономистами Майклом Альбертом и Робином Ханелем[en] в качестве альтернативы капитализму и централизованному экономическому планированию.

Основополагающими ценностями, которые стремится реализовать экономка участия, являются солидарность, разнообразие, справедливость, самоуправление, интернационализм и экологическая устойчивость[2]. В современном обществе различаются три класса: рабочие, собственники, и «координаторы», то есть люди, занимающие управленческие должности, такие как менеджмент. Майкл Альберт считает, что решающей неудачей стран советского социализма было появление класса управленцев, отнявшего у работников право принимать решения и распоряжаться средствами производства. С целью изменить ситуацию он предлагает упразднить не только частную собственность на средства производства, но и любые формы «координаторства». В соответствии с ценностью самоуправления все вопросы в экономике участия решаются советами всех заинтересованных лиц, и производителей, и потребителей.

Координирование работы внутри предприятия обеспечивается советом работников, на котором решаются вопросы, касающиеся организации рабочего процесса, предпочитаемого способа принятия решений, а так же другие вопросы, касающиеся деятельности всего предприятия. Соответственно масштабу возникающих вопросов могут собираться советы внутри подразделений и рабочих групп.

Должности на местах работы в соучастной экономике формируются с помощью так называемых равновесных комплексов задач — способа распределения работы внутри предприятия или группы (предложенного в качестве альтернативы корпоративному разделению труда), при котором комплекс задач, выполняемый каждым из работников, обеспечивает сопоставимые среди всех работников привычки и способности к принятию решений. В должностные инструкции каждого работника входит справедливая доля как усиливающих и развивающих самостоятельность задач, так рутинных и механических задач. Благодаря этому поддерживается ситуация, при которой каждый работник получает знания, информацию, навыки и уверенность в себе для коллективного координирования рабочей деятельности и принятия решений на основе самоуправления.[1]