Экономический рост


Экономический рост — количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства.[1] Выражается в увеличении объёма выпуска товаров и услуг и повышении их качества в рассматриваемой экономической системе (в стране, регионе, мире). Мерой экономического роста служит прирост реального ВВП в целом или ВВП на душу населения.

Основы теории экономического роста и развития создал Йозеф Шумпетер в начале XX века[4]. Он первым ввёл различия между ростом и развитием экономики, определил сущность инноваций как главной движущей силы роста экономики. В своём базовом научном труде — монографии «Теория экономического развития», впервые вышедшей в 1911 году, Йозеф Шумпетер определил экономический рост как количественные изменения — увеличение производства и потребления со временем одних и тех же товаров и услуг. Экономическое развитие Йозеф Шумпетер определил как положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции и услугах, в области управления, в других сферах жизнедеятельности и видах экономической деятельности в государстве. Йозеф Шумпетер определил главным локомотивом развития, прогресса — инновации, а также предпринимательский ресурс, создающий спрос на инновации и их избыточное предложение, где рост — это количественные изменения, а развитие — качественные положительные изменения, направленные на рост и на повышение качества жизни. Идеи Шумпетера были использованы Филиппом Агийоном  (англ.), который сформулировал модель шумпетирианского роста. Вклад в современную теорию роста и развития внесли также Роберт Солоу, Хирофуми Удзава, Фрэнк Рамсей, Тьяллинг Купманс, Дэвид Касс  (англ.), Пол Самуэльсон, Питер Даймонд, Гэри Бэккер, Пол Ромер, Уильям Нордхаус, Одед Галор, Дарон Аджемоглу и многие другие.

Базовой для современной теории является модель Солоу. Она является моделью экзогенного роста, так как увеличение производительности труда в ней задано извне. Это один из недостатков модели. Вторым недостаком является экзогенная норма сбережений. Первый недостаток преодолевается в моделях эндогенного роста. В моделях первого поколения экономический рост связан с накоплением человеческого капитала. Модели второго поколения рассматривают инновации и последующий рост производительнсти как результат выбора экономических агентов. Например, в модели Ромера фирмы осуществляют инновации, благодаря монополистической конкуренции, а работники выбирают сферу занятости (поизводство товаров и услуг или производство знаний), сравнивая отдачу от каждого из них. Второй недостаток — экзогенность нормы сбережений — решается за счет включения задачи межвременного выбора. Базовыми моделями с эндогенной нормой являются модели Рамсея и Даймонда (модель с пересекающимися поколениями).